31 марта 2017 года 10:00

Ремонт дорог в Воронеже

Большие изменения, которые могут удивить
Мэрия Воронежа обновила программу развития транспортной системы до 2020 года. Какое место в ней занимает ремонт дорог? Что будет сделано уже в 2017 году? Сможет ли Воронеж, последние несколько лет снижавший как финансирование дорожных работ, так и их площадь, выправить ситуацию?

С чем Воронеж подходит к сезону ремонта-2017

Последние 6 лет в Воронеже снижалась площадь отремонтированных дорог. Так, в 2011 году эта цифра составляла 944,3 тыс. м2. В 2013-м — 787,6 тыс. м2. В 2015-м чуть более 341 тыс. м2, а в 2016-м 310, 3 тыс. м2.
Председатель «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев ранее пояснял DF, что с учетом инфляции и подорожания материалов город фактически не увеличивает, а уменьшает финансирование дорожных работ. Нетрудно представить, что в условиях нехватки бюджета нельзя всерьез рассчитывать на гладкие, новые, современные дороги.

Надо отдать должное чиновникам, которые на протяжении нескольких лет смогли удержать хотя бы приемлемое качество ремонта. Ведь если вспомнить, например, 2005-2006 годы, то можно понять: вот когда была настоящая катастрофа — ямы на центральных улицах глубиной по локоть... Но 2017-й, как рассказывают в мэрии Воронежа, становится годом больших изменений в дорожном строительстве. И столица Черноземья может всерьез претендовать на статус города, где значительная часть магистралей приведена в порядок.

Что изменилось

Итак, ключевые изменения будут выражаться в следующем.

Изменение 1, главное. Внушительный рост финансирования дорожной отрасли. Всего на реализацию программы по развитию транспортной системы Воронежа в 2017 году предусмотрено более 3,6 млрд рублей. На ремонт дорог из них планируется потратить более 2 млрд рублей. Посмотрите на график ниже и, как говорится, заметьте разницу — плюс почти 1 млрд рублей за 2 года.
Из общей суммы в 2017 году более 1 млрд рублей выделяется из регионального дорожного фонда на ремонт. Еще 367 млн из областного бюджета предназначены на текущее содержание улично-дорожной сети. Порядка 1 млрд рублей поступит из федерального бюджета в рамках программы «Безопасные и качественные дороги».

В программу «Безопасные и качественные дороги» (запущена в 2016 году по инициативе президента России Владимира Путина) вошли 16 крупных городов России, среди которых — Воронеж. Деньги по программе выделяют с условием ликвидации [благодаря ремонту дорог] мест концентрации ДТП. Воронежские власти запланировали ликвидировать более 70 таких мест.

Мэр Воронежа Александр Гусев считает, что для наиболее качественного освоения этих средств «к ремонту дорог путем конкурсных процедур, следует привлечь тех, кто обладает достаточными компетенциями в области проектного управления».
Что касается программы «Безопасные и качественные дороги», то мы постараемся привлечь компанию — специалиста в области проектного управления. Сделаем это на условиях подряда, или, громко говоря, аутсорсинга.
Александр Гусев Воронеж
Александр Гусев
мэр Воронежа
Изменение 2. Средства на ремонт будут распределяться между крупными подрядчиками. Впервые за долгое время мэрия объединила ремонт многих улиц в крупные тендеры. Так, в конце марта «СМУ-90» получило право на ремонт и строительство дорог за 644,2 млн рублей. Речь идет о работах на 23 улицах Воронежа. Среди них — Ворошилова, Ломоносова, Героев Сибиряков, Краснознаменная, Брусилова, Матросова и другие.

Позднее СМУ-90 получило право и на второй крупный тендер. Предприятие отремонтирует более 30 объектов по контракту, максимальная цена которого составляла 646,1 млн рублей. Среди улиц к ремонту значатся Новосибирская, Димитрова, Пеше-Стрелецкая, Богдана Хмельницкого и другие.

Сейчас проходит прием заявок уже на третий тендер, еще более крупный, чем 2 предыдущих. Как следует из аукционной документации, максимальная цена контракта может составить около 710,5 млн рублей. Речь идет про 17 направлений, большинство из которых расположены в Коминтерновском районе. Среди них: 9 Января, 45 Стрелковой дивизии, проспект Труда, Солнечная, Лизюкова, Невского, бульвар Победы и другие.

Что означает то, что каждый из тендеров так укрупнен? Сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков видит в этом преимущество.
Первый тендер: список улиц (жмите крестик)
20-летия Октября (дамба ВОГРЭС), Брусилова (Чернавский мост - дамба - Ленинский проспект), 25 Января, Ворошилова, Грамши (с развязкой 20-летия Октября - наб. Петровская), Матросова, Краснознаменная (Чапаева - Матросова), наб. Петровская, Пушкинская, Софьи Перовской, пл. Ленина, Чапаева, Героев Сибиряков, Дорожная, Южно-Моравская, Перхоровича, Комарова, Маршака, пр-т Патриотов (А144 - Ю. Моравская, 35; Юго-Западный рынок - Матросова), Транспортная, Ломоносова, Моисеева, Остужева.
Второй тендер: список улиц (жмите крестик)
Ленинский пр-т, Богдана Хмельницкого, Планетная, Калининградская, Куйбышева, Панфилова, проезд Остужева - мкр. Боровое, 50-летия ВЛКСМ, Украинская, Героев России, пер. Ангелиной, Федора Тютчева, Новосибирская, Волгоградская, пер. Отличников, Лебедева, Димитрова, Ильюшина, Пеше-Стрелецкая. Устранение мест концентрации ДТП (Степана Разина, Острогожская, Тепличная, Ленинградская, Кольцовская, Домостроителей, Плехановская, Кирова, Антонова-Овсеенко, пр-т Революции, Московский пр-т).
Третий тендер: список улиц (жмите крестик)
Пр-т Труда, Машиностроителей, 9 Января, Солнечная, 45 Стрелковой дивизии, Теплоэнергетиков, Тимирязева, Карпинского, ул. Ленина, бульвар Победы, Лизюкова, Владимира Невского, Хользунова, Жукова (Генерала Лизюкова - Владимиа Невского, включая полукольцо у храма), 60-й Армии, Космонавтов, Землячки.
Это, скорее, хорошо. Укрупнение лотов дает возможность участвовать в конкурсе, пожалуй, только большим организациям, имеющим необходимую технику и финансовую устойчивость. Небольшая фирма не сможет себе позволить на несколько месяцев вынуть из оборота пару миллионов рублей, поэтому даже и не попытается участвовать в торгах. К тому же после окончания ремонта крупный подрядчик, вероятнее всего, никуда не пропадет. С него можно будет спросить.
Юрий Новиков Воронеж
Юрий Новиков
сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт»
Изменение 3. Ремонт коснется не только центральных улиц. Да, в первую очередь он будет проводиться на таких крупных магистралях, как Ленинский проспект, Димитрова, Ворошилова, Остужева, проспект Труда и других. Но всего в список вошли порядка 70 дорожных объектов. Среди них в том числе удаленные от центра улицы и даже небольшие переулки. Так, в списке улица Дорожная, ремонт которой не раз выполнялся по остаточному принципу, большое число объектов в Северном микрорайоне — бульвар Победы, улицы Хользунова, Лизюкова, Владимира Невского и другие. В перечень подлежащих ремонту объектов вошли проезд от улицы Остужева до микрорайона Боровое (направление, демонстрирующее рост трафика в связи с застройкой этого района), ряд переулков — Ангелиной, Отличников.
Как будет финансироваться транспортная система Воронежа в 2017 году
Включены данные не только по ремонту, но и, например, по сфере пассажирских перевозок, освещению дорог и пр.
1 млрд рублей
федеральный бюджет
1,76 млрд рублей
областной бюджет
256,5 млн рублей
бюджет Воронежа
645,2 млн рублей
внебюджетные источники
Изменение 4. Раннее начало ремонта. Итоги первых 2 крупных тендеров были подведены в конце марта. Аукцион по третьему тендеру пройдет 7 апреля. Как отмечают эксперты, это весьма ранний срок заключения контрактов, что позволит и самим работам стартовать раньше.
Тендеры проведены своевременно. Поиск подрядчиков фактически до начала сезона дорожно-строительных работ стал возможен, в первую очередь, благодаря дорожному фонду, который не привязан к федеральным деньгам. Сейчас даже поговаривают, что правильнее было бы объявлять торги на 2018 год в ноябре-декабре 2017-го. Но тут возникают некоторые сложности с формированием бюджета. Хотя, думаю, и этот вопрос решаем.
Юрий Новиков Воронеж
Юрий Новиков
сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт»
Изменение 5. Кроме ремонта и реконструкции, запланировано строительство новых и вместе с тем крупных дорожных объектов. Речь прежде всего про развязку 9 Января — Антонова-Овсеенко — Героев Сибиряков. Стоимость объекта оценивается в 663,67 млн рублей. Строительство уже началось и рассчитано почти на 2 года. Примечательно, что из-за пробок по пути в Северный микрорайон власти Воронежа приняли решение ускорить строительство — все работы, связанные с перекрытием моста (путепровода) на 9 Января, а также с перекрытием Антонова-Овсеенко (от 45 Стрелковой дивизии до Героев Сибиряков), завершатся не к 1 декабря 2017 года, а в сентябре-октябре. Согласитесь, готовность властей к определенному компромиссу даже там, где будущая значимость объекта может превышать уровень текущих и временных неудобств, это тоже сигнал к правильным изменениям в отрасли.

«Отмечу, что сокращение времени ремонта не повлияет на его качество», — подчеркнул руководитель управления дорожного хозяйства Воронежа Максим Оськин.
Схема строительства развязки на ул. 9 Января в Воронеже
Схема строительства развязки на ул. 9 Января
Эксперты из дорожной сферы иногда позволяют себе сравнить первую крупную воронежскую развязку с МКАД. По их мнению, она обеспечит транспортную связь между Юго-Западным районом и Северным микрорайоном без пробок.
Так выглядит перекрытый путепровод на месте строительства развязки на ул. 9 Января, март 2017 года
Так выглядит перекрытый путепровод на месте строительства развязки на ул. 9 Января, март 2017 года
Изменение 6. Изменение схемы контроля над распределением средств. В феврале 2017 года мэр Воронежа Александр Гусев подписал специальное распоряжение. В городе создается специальная комиссия, которая будет отвечать за грамотное распределение средств на дороги. В состав комиссии вошли 8 человек, в том числе представители как региональной, так и муниципальной власти.
Отмечу, что приемка работ на улично-дорожной сети осуществляется совместно с профильными общественными организациями, а также с межведомственной комиссией, которая создана правительством Воронежской области.
Александр Гусев
мэр Воронежа

Каковы ожидания жителей Воронежа

Приоритеты в дорожном строительстве и ремонте на 2017 год расставлены. Насколько они совпадают с ожиданиями жителей Воронежа? Найдем ответы в обратной связи от самих горожан. Независимое исследование общественного мнения проведет социологическая служба «Ваше мнение!», а его результаты будут опубликованы на портале De Facto в ближайшие недели.