21 Января 2016 года, 09:46

владислав-журихин-250.pngПоследние поправки в закон о банкротстве делают арбитражных управляющих почти беззащитными, зависимыми от любых капризов кредиторов и любых лиц, участвующих в деле о банкротстве. «Влепим этому арбитражному управляющему две «административки», и его тут же суд отстранит, а я буду отстаивать бизнес-интересы, которые нужны мне, голосуя за другого управляющего», — будет рассуждать кредитор, замысливший изменить ход банкротства в своих интересах. Арбитражные управляющие теперь станут во всех смыслах временные, их будут использовать для решения 1-2 задач. Ведь за любой недочет их теперь можно отстранить от дела, и, по сути, от профессии, причем на длительный срок. Легкость применения породит массовость исполнения. А провести сложное масштабное банкротство, не допустив ни одной, даже формальной ошибки — практически нереально.

Активно работающих арбитражных управляющих у нас где-то треть от общего количества, плюс множество таких, кто вообще не имеет назначений или ведет по 1-2 проекта. На рынок придут новички, их будут ставить на серьезные процедуры, где они неизбежно «наломают дров».

Есть ощущение, что политика государства в отношении арбитражных управляющих строится по принципу: а давайте оторвем у жучка передние лапки и посмотрим, как он будет ползать. Плохо ползает — давайте на их место приклеим плавнички или крылышки. Спрашивается, а зачем вообще надо было трогать то, что эффективно работало?

Для конкурсных кредиторов ситуация грозит ростом стоимости услуг по банкротству, при нарастании формализма и бюрократии. Представьте: у вас в городе было множество маленьких торговых павильонов, которые предоставляли хороший выбор, приемлемую цену, комфортное обслуживание. А теперь все их сносят и гонят вас в один большой торговый центр. А чем меньше станет мест торговли, тем для клиента выйдет дороже и неудобнее.

Кому это выгодно? Рынок делят крупные структуры, которые хотят отдать его дружественным для себя управляющим. Возможно, только им позволят использовать этот новый, очень эффективный инструмент устранения неудобного управляющего. Уже когда обязательный компенсационный фонд СРО увеличили с 10 до 20 млн рублей, это привело к тому, что мелкие СРО присоединялись к крупным в стремлении остаться на плаву. Когда же минимальный размер фонда увеличат до 50 млн рублей, это закончится монополизацией рынка услуг арбитражных управляющих. Думаю, что в итоге останутся 2-3 крупные СРО, если вообще не одна. Они будут сначала поглощать мелких, а потом начнут воевать с друг другом, если к тому моменту не отменят эти жуткие нормы. Любое слияние чревато рисками. Неизвестно какие «скелеты в шкафу» обнаружатся в присоединившейся организации. И для клиентов тоже. В результате, радость от резкого увеличения количества членов и слияния компенсационного фонда может оказаться недолгой, и вскоре будет омрачена полученными исками о взыскании с СРО убытков, причиненных управляющими, ранее работавшими под флагом вливающегося СРО.

В общем, нашу сферу опять лихорадит, спокойно работать ну никак не дают!

 Управляющий партнер юридической компании «Юрсервис», арбитражный управляющий Владислав Журихин



Комментарии