25 Января 2016 года, 14:41

Кудинов-фото250х250.jpgПредприниматели часто обращаются ко мне с вопросами: «Что будет с долларом, и что делать дальше?». Чаще всего им нужно покупать оборудование за валюту, и они ищут новые пути развития бизнеса. И обычно мы их находим. Когда мы анализируем ситуацию, то в большинстве случаев приходим к выводу, что нужно переходить к сотрудничеству с российским производителем или более доступным зарубежным, допустим китайским. Часто можно купить оборудование у того, кто закрывает бизнес.

Недавно мы прорабатывали бизнес-план с девушкой, которая занимается ландшафтным дизайном. Она хочет открыть питомник и продавать растения. Дешевле всего было покупать такие растения в Польше. Но с ростом евро она обратила внимание на другие рынки. Есть отечественные производители, которые выращивают аналогичные растения, и теперь они тоже будут в плюсе. Но у нас, к сожалению мало предприимчивых людей, которые берут на себя обязательства, и слишком много страхов. А если бы таких людей было больше, было бы и больше дебютов воронежских компаний на международном рынке. Когда говорят об экспорте, то чаще всего подразумевают конкретный, осязаемый товар. Но Россия должна стать поставщиком интеллектуальных услуг. И в Воронеже много потенциала, направленного на такую перспективу, это и наука, и высокотехнологичные отрасли, связанные с авиастроением, космосом, IT-технологиями.

Сейчас консультирую ребят, они делают IT-проект. Расширяют свои горизонты, хотят стажироваться в Силиконовой долине. У них есть хорошие идеи, которые можно продавать на Запад. Они занимаются ERP системами, которые управляют бизнес-процессами в компании. Есть стартап в сфере контент-маркетинга. Это очень перспективная отрасль, за которой будущее. Они не успевают нанимать людей и принимать заказы. Это тоже интеллектуальный труд. Пока у нас это не очень развито, но клиенты постоянно появляются. Недавно фонд развития интернет-инициатив проводил в Воронеже обучение. Там было как минимум 5-7 очень интересных идей.

Но креативные идеи могут появляться не только в сфере IT и высоких технологий. Я знаю команду молодых ребят, которые начали печь по старинному рецепту ценный, полезный хлеб. Или банальная пиццерия. Казалось бы, сегмент, где сейчас не стоит ждать больших перспектив. Но команда предпринимателей нашла свои «фишки», которые помогают им открывать новые точки, когда другие закрываются. Они смогли найти свое, внеконкурентное предложение.

Рабочая сила у нас сейчас оказалась очень дешевая. Если местный производитель будет работать на экспорт, наш товар будет дешевле в разы. Но много ли предприятий, которые способны это сделать? Понятно, что в первую очередь это могло бы сделать сельское хозяйство. Но не надо сбрасывать со счетов и промышленность. Для машиностроения, производства стройматериалов самое время искать новые рынки.

Директор Центра финансовой грамотности Андрей Кудинов 


Комментарии