24 Декабря 2015 года, 12:58

merculov_mich.jpgБизнес кафе, ресторанов и ночных клубов очень зависит от настроения людей. Второй год подряд декабрь и новогодние праздники не принесут той выручки, что была раньше в это время. Раньше это время было для нас нескончаемой чередой корпоративов. А в этом декабре их заметно меньше, чем 2-3 года назад. Чаще это просто дружеские посиделки коллег после работы, которые они организуют на свои деньги. Летом, когда нефть росла в цене и курс рубля укреплялся, дела стали идти относительно неплохо, а теперь на фоне депрессивных настроений, которые транслирует нам телевизор и интернет, люди не хотят идти развлекаться. Они не понимают, что будет с ними дальше, и начинают экономить, в первую очередь на развлечениях. У меня нет надежды, что в эти праздники у нас будет хорошая прибыль. Цены мы в этом году практически не повышали, а себестоимость блюд выросла значительно.

Трудно сказать, что сказывается на нашем бизнесе сильнее: реальная платежеспособность посетителей или их экономические настроения. Пару лет назад люди зарабатывали нормально и могли себе позволить тратить деньги в ночном клубе. А сейчас мы возвращаемся в 90-е, когда люди выпивают дома или за углом, а потом уже «заряженные» приходят в клуб. Мы ждали, что настроение населения в новогодние праздники улучшится, но информационный поток, когда представители власти противоречат в своих высказываниях друг другу, вновь загоняет людей в депрессию. Хотя были времена и похуже. Все, кому за 30, хорошо помнят, как бедно мы жили в 90-е годы. Но тогда все не следили так пристально за курсом валюты, ценой на нефть, банковскими ставками. А сейчас все интересуются, даже если это их не касается напрямую. Я бы советовал вспомнить Рузвельта, который в годы «великой депрессии» старался именно увеличить потребление. Экономика встанет, если все повально начнут экономить. Человек не пришел к нам в бар, наши сотрудники не получили зарплату и не пошли к нему покупать его продукцию. Мы не купили продукты, которые производит наш агропром, напитки. Людям надо дать перспективу, уверенность в завтрашнем дне, что все будет хорошо, а не акцентировать внимание на негативе.

Ресторатор, совладелец бара «Хлам» Михаил Меркулов


Комментарии