16 Ноября 2015 года, 11:50

Сухов_250х250.pngНа начало 2000-х годов пришелся период бурного экономического роста. В те годы и были совершены, на мой взгляд, главные ошибки. Тогда я легко поддался ажиотажу, как и многие другие руководители компаний. Мы брали достаточно большое количество кредитов на масштабирование бизнеса. Впоследствии это вызвало определенную нервозность, вызванную риском того, что не выполним наших обязательств.

Вместе с тем начавшийся в 2008 году кризис нас и отрезвил. Мы скорректировали производственные процессы, пересмотрели принципы ведения дел, направили его в актуальное русло. Просчеты можно исправлять. То есть в начале кризиса я подумал, что укрупнение бизнеса было ошибкой, но позже посмотрел на ситуацию с другой стороны. Кризис на самом деле позволил гораздо более системно, чем ранее,оценить адекватность наших планов и продумать, что делать дальше. А именно — притормозить его, пока ситуация, в которую мы попали, не станет более определенной. Кроме того, помимо бизнеса, связанного с торговым центром «ЮгоЗапад», мы решили заняться строительством автодилерских центров. Тогда же построили автотехцентр Skoda. В планах было возведение еще нескольких салонов, но рынок сам себя отрегулировал: произошел серьезный спад в продажах автомобилей. В 2015 году он усилился настолько, что многие дилерские центры просто закрываются. И это тоже влечет за собой определенные убытки. В этом была и своя сильная сторона: по автомобильному направлению мы избежали ошибок — не стали вкладываться в него больше, чем вложились. Теперь мы внимательно следим за ситуацией. И в будущем, я надеюсь, будем тщательнее работать над планами развития бизнеса.

В кризисной ситуации важен еще и состав сотрудников компании. Здесь цена ошибки также высока. Они вместе с нами переживали взлеты и падения, ведь большинство из них работает у нас долгое время. Средний срок работы сотрудника в компании по 10-12 лет. Если коллектив слаженный, ему можно доверять.

Текущая повестка — для бизнеса довольно сложное время. Мировой кризис, введение санкций, снижение покупательной способности — вот что сейчас вызывает у нас волнение. Вот что может стать фактором, влияющим на появление ошибок. Главное — не допустить прошлых просчетов и правильно распланировать дальнейшее расширение компании с учетом сегодняшней экономической реальности. Это, на мой взгляд, многие компании либо уже сделали, либо собираются сделать.

Пока прогнозы на будущее не очень утешительные. Думаю, период экономического спада продлится не один и не два года, а порядка 5 лет. Уверен, что это только начало глубокой просадки, время, которое нужно переждать. Надо концентрироваться на том, чтобы вообще остаться на рынке. С периодом стабильности, а затем и роста появятся новые точки роста и стратегии. Мы надеемся, что готовы к этому.

Совладелец торгового центра «Юго-Запад», девелопер Олег Сухов

Полную версию проекта, в котором воронежские бизнесмены делятся опытом своих ошибок, читайте в проекте печатного журнала DF. 



Комментарии