27 Июля 2015 года, 09:55

page34_-001 (1).jpgОпросы населения говорят, что люди вновь стали меньше экономить и чаще склонны сразу тратить весь свой заработок на покупки. Для бизнеса, конечно, такой тренд дает надежду. Люди не стремятся к экономии, увеличивается потребление, растут продажи… Но в плане ситуации в экономике в целом, это не говорит ни о чем хорошем. В начале года все замерли и ждали, когда ситуация улучшится. Теперь же даже федеральные аналитики, близкие к власти, прямо говорят, что в 2016 году мы не только не выйдем из рецессии, но, наоборот, в нее погрузимся. Тот, кто умеет читать между строк, понимает, что и в 2017 году лучше не будет, потому что для этого нет объективных причин.

Но люди не извлекли для себя никаких уроков, не хотят перестраиваться, а хотят жить, как жили до этого. Они привыкли к этой ситуации и хотят развеяться, больше тратят на развлечения. В Воронеже хорошо идут развлекательные мероприятия. Посмотрите, сколько народа собирают концерты западных и российских звезд при совсем немалой стоимости билетов. И это в кризис! А сколько квестов появилось в Воронеже. Event-индустрия расцветает. Перспективы стартапов для бизнеса я бы искал именно в этой отрасли. Действует и сезонный фактор. Большинство населения работает в коммерческих организациях, работать там нужно много. А отпуска маленькие, и за это время хочется отдохнуть «на полную катушку».

Те же опросы общественного мнения говорят, что уменьшается не только доля тех, кто собирается делать сбережения, но и тех, кто готов кредитоваться. Казалось бы парадоксальная ситуация. Но она только подтверждает, что люди стремятся жить сегодняшним днем.

Я бы советовал относиться к кризису, как к плохой погоде. Мы же привыкли одеваться по погоде? Так же и тратить деньги нужно в соответствии с экономической погодой. Но это не значит, что нужно прекратить решать свои насущные вопросы. Население в массе своей не знает принципов финансового планирования. Существует программа повышения финансовой грамотности населения, но она внедряется, иногда такие мероприятия проводятся банками, но в своих коммерческих интересах. Бескорыстно повышать финансовую грамотность сейчас никто не хочет. У людей нет ориентиров, поэтому они учатся жить в свое удовольствие и сегодняшним днем.

В советские времена у людей было ощущение стабильности. Были пятилетки, планирование, каждый знал, что и завтра и послезавтра у него будет работа. Была уверенность в том, что есть перспектива. Теперь этого нет. Люди хотят уверенности в жизни и пытаются ее обрести через покупки — хоть что-то осязаемое.

Финансовый консультант, управляющий партнер центра финансовых консультаций «Меркуловъ и Ко» Евгений Меркулов


Комментарии