7 Июля 2014 года, 01:39

Это естественно, что под влиянием событий на Украине наш народ захлестнула некая патриотическая волна. Когда речь идет о стране, где у половины воронежцев есть родственники и друзья — это сказывается и на мышлении, и на поведении людей.

Это классическая ситуация, когда люди объединяются против некого «внешнего врага», в данном случае в лице «запада». Однако вынужден признать, что это единство больше происходит на словах — люди с удовольствием вместе ругают политиков, но конкретных действий не совершают.

К примеру, на структуре потребления это отражается слабо. Сами зарубежные компании стоят вне политики и продолжают сбыт в России, как ни в чем не бывало. Та же «Кока-Кола» уже давно не воспринимается покупателями как нечто американское, она стала «напитком мира». Думаю, ее не стали покупать меньше.

Наверное, есть и те, кто говорит: «Ангела Меркель наложила на нас санкции, все, «Фольксваген» покупать не буду!». Но думаю, их меньшинство, мне такие не попадались.

Совсем другое дело, когда корпорации начинают вмешиваться в политику. Например, после того как в «Макдоналдс» публично заявили, что в связи с внешней политикой России намерены сократить у нас свое присутствие, многие россияне начали бойкотировать эту сеть фастфуда. Об этом даже показывали сюжеты по телевидению. Да что там далеко ходить за примером — моя маленькая дочь, с тех пор как начались события на Украине, сказала: «Папа, мы больше с подружкой в «Макдоналдс» не ходим!».

Есть еще другой вопрос: стали ли наши жители больше выбирать отечественные товары? В плане автопрома или техники, наверное, нет — те, кто привык к комфорту, так и выбирают привычные зарубежные марки. Если говорить о продовольствии — не замечал, чтобы импортные продукты не брали «специально». Спрос на отечественные продукты был высоким еще давно, просто их было меньше. А сейчас процент произведенных внутри страны продуктов растет и удовлетворяет этот спрос.

Но есть один сегмент, в котором очень ярко проявляется патриотизм воронежцев — это сфера туризма и отдыха. Многие мои знакомые из бизнеса сказали, что они не полетят отдыхать в Европу. Принципиально не хотят туда ехать, и не потому, что боятся, а просто появилось больше желания посмотреть Родину. Причем необязательно Крым, а например, Камчатку и остров Сахалин.

Генеральный директор Центра поддержки здоровья, семьи и бизнеса «Класс Шестакова» Андрей Шестаков


Комментарии