10 Июня 2013 года, 08:48

Недавно один воронежский промышленник в гостях у редакции De Facto разоткровенничался: «Сейчас не думаем о новых проектах, лишь закрываем обязательства по старым». На наш вопрос, почему, ответил фразой из «Алисы в стране чудес»: «Иногда, чтобы стоять на месте, нужно бежать».

Похоже, что для многих местных предпринимателей и тех, кто имеет возможности войти в эту группу, крылатая фраза Льюиса Кэролла сейчас стала прямым руководством к действию. И именно поэтому мы сегодня видим так мало ярких и интересных компаний, все сводится к тому, чтобы «перетоптаться».

Как долго будет продолжаться неприятный для экономики тренд? Сказать трудно, все зависит от множества факторов, и это, скорее, тема для глубокого макроэкономического анализа. Я сейчас хочу поговорить о другом.

О том, что иногда желание сделать первый шаг зависит от того, насколько в целом предпринимательское сообщество (или хотя бы отдельные его представители) к этому готово. Я говорю про пример, который показывают те, кто в сложившихся условиях ищут не ограничения, а возможности.

На прошлой неделе по приглашению Центрально-Черноземного банка я побывал в торгово-производственной компании «Синтез». Несколько филиалов в регионах (даже во Владивостоке), неплохая производственная база в Воронеже, проекты по глубокой заморозке морепродукции, масштабные планы по реконструкции активов, доставшихся с советского времени.

Интересно, что Сбербанк назвал свой проект по популяризации предпринимательства «Реальная экономика». Без прикрас, с «доступом к телу» первых лиц черноземного бизнеса, с возможностью задать прямые, не всегда приятные вопросы. Когда я задал один из таких, про то, как пережили 2 кризиса (в 1998-м и 2008-м), замгендиректора Александр Грибанов ответил: «Мы научились за годы ведения бизнеса находить простые, но эффективные решения практически в каждом звене производственного процесса».

Один пример. Любимая русскими селедочка – один из самых покупаемых продуктов к застолью. Но в магазине лично я всегда сталкивался с мелкой неприятностью: аппетитные круглые баночки с рыбой – всегда в масле, и приходится искать целлофановый пакет, чтобы не запачкаться и донести сельдь до кассы. Маркетинговым решением «Синтеза» стало следующее: на линии контроля качества упакованная продукция проходит дополнительный этап мойки, и баночки выходят с него сухими и чистыми. До недавнего времени я, как потребитель, не знал ни одного производителя селедки, не обращал внимания на рецепты и приобретал продукт исключительно по понравившейся упаковке, зная, что в любом случае придется терпеть неудобство. Думаю, теперь я свой потребительский выбор сделал.

Тиражирование успешного опыта бизнеса – одна из задач, которую решают деловые СМИ. Мы стремимся показать: возможности есть всегда, и часто достаточно небольших усилий, чтобы сделать свое торговое предложение на самом деле уникальным.

Приятно, что эту задачу мы сегодня решаем вместе с кредиторами – звеном, от которого в экономике зависит многое. Возможно, в какой-то мере это позволит предпринимателям не бояться сделать первый шаг.

Главный редактор медиагруппы De Facto Артем Сокольников.


Комментарии