17 Июня 2019 года, 14:45
Женевская постановка VR_I, которую воронежцы увидели в последние дни Платоновфеста-2019, кажется, с самого начала резонировала с привычным представлением о танцевальном спектакле. Танцоры здесь виртуальные персонажи, а зрители — и наблюдатели, и участники происходящего.

«Современный танец в иммерсивной виртуальной реальности» — так была обозначена постановка в программе фестиваля. Зрителей запускали в зал по 5 человек: на небольшом клочке в центре репетиционного зала камерного театра больше и не поместилось бы. На каждого надевали приборы-датчики и специальные очки, которые переносили обывателей в мир VR_I.

Сама по себе постановка незамысловата: зрители находятся в замкнутом пространстве, которое напоминает пещеру. Гигантский человек поднимает камень, будто демонстрируя параллельный мир, и перед участниками открываются пустынные пейзажи. Гиганты строят для зрителей дом, в котором начинают танцевать другие персонажи, затем действо переносится в парк, где они также продолжают танцевать. В финале гигант снова накрывает наблюдателей камнем-куполом.

Платонов фото.JPG

Фото Андрея Парфенова

Очками виртуальной реальности в 2019 году, кажется, никого не удивишь. Но в спектакле VR_I получилось объединить компьютерные технологии и искусство, что необычно. Зритель мог передвигаться по периметру площадки, танцевать с другими участниками и, как минимум, видеть, что руки, попадая в зону действия очков, «преображаются» за счет компьютерной графики.

Аватар в виртуальном мире полностью повторял все движения человека из реальности. Кстати, зрители пытались даже потрогать компьютерных персонажей — настолько реалистично все выглядело. Но попытки не увенчались успехом: прикасаться к виртуальным танцорам — все равно, что гладить воздух.

Танцевальный спектакль в виртуальной реальности придумал новатор из Швейцарии Жиль Жобен. Он является одним из ведущих европейских хореографов, на его счету — более 20 постановок. Спектакль VR_I несколько раз признавали лучшим на разных фестивалях и конкурсах. В 2017 году он получил гран-при и приз зрительских симпатий на Фестиваля нового кино в Монреале, в 2018 он стал официальным выбором 75-й Международной выставки кинематографического искусства Венецианской биеннале. Кажется, в сердца воронежских зрителей он тоже смог проникнуть.

Елена Тюрина


Комментарии