4 Июня 2019 года, 17:38
Художественных руководитель Платоновского фестиваля и воронежского Камерного театра Михаил Бычков, начиная с лета 2018 года, анонсировал, что специально к Платоновфесту-2019 он и труппа его театра создадут эксклюзивную постановку «Кабала святош». И вот, премьера состоялась.

Булгаковский Мольер — прежде всего, человек, на голову которого свалилось много горестей, который страдает из-за давления власти, а уже потом творец и культурный деятель. Мольер готов простить измену супруги и даже предательство приемного сына. Он хватается за голову, когда узнает, что мог быть женат на собственной дочери. Уходит из жизни во время спектакля, практически на сцене, которой и посвятил свою жизнь. В интерпретации Михаила Бычкова и обладателя «Золотой маски» Камиля Тукаева человеческое ядро великого драматурга, кажется, становится еще ярче, а сострадание к нему еще сильнее.

камерный.JPG

Фото Алексея Бычкова

Режиссеру «Камерного» потребовался на постановку год, хотя у автора «Кабалы святош» – драматурга Михаила Булгакова — на это ушло несколько лет. Пьесу Булгаков написал в 1929 году, но из-за ярко выраженного политического подтекста и последовавшей цензуры премьера случилась лишь в 1936 году. На подмостках театра булгаковская драма продержалась недолго ­­— чуть меньше месяца, — а после ее запретили. Возобновили постановку только в шестидесятых годах.

В основе произведения лежит конфликт творца и правителя-тирана. В пьесе он происходит между Жан-Батистом Мольером, его сыграл Камиль Тукаев, и королем Людовиком Великим в исполнении Андрея Мирошникова. На благосклонность правителя к драматургу стараются повлиять каббалисты. Им поперек горла стоит спектакль «Тартюф», в котором затронут религиозный вопрос, и единственный способ избавиться от дерзкого творца – настроить против него короля, что им и удается сделать.

В жизни — конфликт произошел между Михаилом Булгаковым и Иосифом Сталиным. Как пишут литературоведы, генсеку донесли, что в пьесе «Кабала святош» много отсылок к советском режиму, драма не так уж безобидна. Булгаков демонстрировал в ней, к чему приводит диктаторский режим и каким становится существование творческого человека в таких условиях.

Актеры органичны в своих ролях настолько, что зритель невольно теряет ощущение реальности: забывает, что смотрит постановку. И, кажется, немного приходит в себя, когда король, изначально благосклонный к Мольеру, предстает не в привычной парадной мантии, а в современном черном деловом костюме (не потому ли, что Михаил Бычков известен своим мастерством аллюзий на современность?). Он строг с драматургом, как стиль его одежды, и даже безжалостен к нему.

Яркие декорации, мастерски подобранное музыкальное сопровождение, которое делает пьесу чем-то похожей на мюзикл, и талантливая режиссура создают динамику сценического повествования. Спектакль захватывает внимание зрителя с первых минут и не отпускает до конца.

Елена Тюрина


Комментарии