8 Июня 2018 года, 12:00
В музее Сальвадора Дали в Фигерасе есть комната, где ты поднимаешь глаза вверх и над тобой — небо и 2 пары ног. Босые ступни словно попирают весь этот мир. Считается, что художник изобразил себя и свою жену и страсть всей своей жизни Галу. В шоу La Verità швейцарской компании «Финци Паска», изобилующем отсылами к творчеству Дали, актеры тоже поднялись над миром, паря в причудливых акробатических трюках. И «прорвали пальцем это бесконечное небо», как поется в их песне.

6O3A0931_preview.jpeg

Фото Андрея Парфенова

Шоу напоминает цирковое представление. Правда, не в наших русских традициях, а скорее что-то близкое Cirque du Soleil. Здесь и клоуны, как всегда забавно спорящие друг с другом, и воздушные гимнасты, жонглеры, акробаты, девушка, играющая проникновенную мелодию на бокалах с водой. И даже импровизированная коррида. А заканчивается шоу и вовсе канканом. Но среди всей этой яркой и зрелищной фантасмагории лейтмотивом звучит поиск ответа на вопрос, где же за всеми эти причудливыми образами скрывается правда. Что такое правда?

«Мы не даем ответа на этот вопрос, мы скорее задаем его», — рассказал перед спектаклем актер, исполнявший роль клоуна, Роландо Тарквини. Однако, у каждого из героев свой ответ все-таки есть. Так, у второго клоуна (актриса Беатрис Саяд) правда имеет вкус и запах мятной карамели. Когда в детстве она гуляла с отцом по лесу, уставала и не хотела идти дальше, он предлагал ей поискать под соседним деревом карамельки, спрятанные белками. И девочка их всегда находила. И до сих пор, когда нужно принять какое-то решение, понять, куда идти, она пытается уловить, с какой стороны доносится запах мятной карамели. А вот пара на роликовых коньках. Сильная, решительная девушка — словно Гала, продвигавшая, как считается, более слабовольного гения — с помощью парня, который с трудом держится на коньках, выполняет сложнейшие трюки. Но это ли правда? Разве смогла бы она быть такой смелой и решительной без его поддержки? И все-таки Гала была для Дали «целой галактикой, больше, чем галактикой», как поют актеры, которые также сами играют на различных музыкальных инструментах. Может быть, для художника только в ней заключалась правда всей жизни. А может быть, в его творчестве.

  • 1.jpeg
  • 2.jpeg
  • 3.jpeg
  • 4.jpeg
  • 5.jpeg
Фото Андрея Парфенова

Последним проникнуто все шоу: воздушные гимнасты парят не на обычной трапеции, а выполняют трюки внутри глаза (помните, как их любил рисовать, да и создавать в виде ювелирных украшений художник?), на сцену то и дело заглядывают носороги. И особую атмосферу создает, конечно, занавес — репродукция того, который знаменитый художник расписал для балета «Безумный Тристан» в 1940-е в Нью-Йорке. Глядя на него, клоуны спорят — где же здесь песнь великой любви, в столь мрачных тонах и ужасных, скорее старческих руках? «Нет, это не уродливо, это современно», — приходит к выводу один из героев. Шоу La Verità может показаться странным. Впрочем, именно таким оно и показалось многим воронежским зрителям. «Это какой-то сумасшедший дом! Совершенно без сюжета» — возмутилась одна из зрительниц во время антракта. А почему бы и нет? Иногда вся жизнь немного напоминает сумасшедший дом. И это тоже правда. Да, шоу может показаться странным. Но точно не уродливым. Актеры работают на разных уровнях сцены: от авансцены, где чаще всего появляются клоуны, до самой сцены, и даже где-то глубоко за ней, за таинственными занавесами, когда видны только их силуэты. И также на разных уровнях сознания. Кто-то попытается заглянуть вглубь, туда, где спряталась правда. А кто-то увидит просто красивую картинку с профессиональными трюками. И за последними даже возмущавшаяся зрительница во втором действии следила, затаив дыхание.

Редактор журнала De Facto Наталья Андросова


Комментарии