7 Июня 2018 года, 10:38
В среду, 6 июня, в Воронеже состоялось открытие VIII международного Платоновского фестиваля искусств. Театральная программа, как правило, самая насыщенная, стартовала одновременно на нескольких площадках. Параллельно воронежским зрителям представили швейцарское шоу La Verità, совместный проект с фестивалем «Золотая маска» «О-Й. Поздняя любовь» и спектакль-открытие фестиваля «100% Воронеж» (Rimini Protokoll и Платоновский фестиваль искусств).

6O3A0341_preview.jpeg

Фото Андрея Парфенова

Последний трудно назвать спектаклем в полном смысле этого слова. Это, скорее статистическая выборка о Воронеже. Но не сухие обезличенные данные, а живые истории реальных воронежцев, не профессиональных актеров, с их маленькими радостями и горестями. А иногда и большими достижениями или настоящими трагедиями. Вот девушка, которая познакомилась с мужем, танцуя на барной стойке. А вот ветеран Воронежского механического завода, который через всю жизнь пронес гордое сознание того, что его предприятие внесло свой вклад в полет Гагарина. Мужчина, захвативший с собой на сцену ботинок в память об отце-сапожнике. Белла, которую муж называет ласково белочкой и дарит ей игрушечных бельчат. Сотрудница фонда, помогающего детям, больным раком. Пожилая женщина, родившаяся с пороком сердца и ставшая профессиональным бегуном. Простые, бесхитростные истории. И оттого проникновенные. Словно о тебе самом. Или о твоих близких. О которых мы часто забываем в круговороте дел — в повседневной рулетке, как показывают нашу жизнь создатели спектакля. Правда, не обошлось в этой массе обычных историй и судеб и без публичных воронежцев. Так, каким-то неожиданным образом на сцене оказался топ-менеджер одного из основных спонсоров фестиваля — компании «Инстеп» — Семен Харитон. Ну и, конечно, что за рассказ о Воронеже без известного местного краеведа Ольги Рудевой?

Какие они (вернее, мы), воронежцы? О чем думают, какие вопросы их волнуют? Со сцены местные жители рассказали как о своем отношении к вечному: например, вере в Бога (и утверждают, что верят гораздо больше, чем регулярно молятся и ходят в церковь), так и о наболевшем, воронежском. Одна из участниц, вероятно, пользуясь случаем донести свою боль до представителей власти, присутствующих на открытии фестиваля, пожаловалась на отсутствие фонарей на Машмете. А подавляющее большинство со сцены заявило, что хочет ездить на нормальном общественном транспорте, а не мечтать о метро. Не менее категорично высказались воронежцы и о платных парковках. Так, что даже сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов не выдержал и хотел прямо из зала объяснить, почему это благо для города. Попытались еще немного затронуть проблему низких затрат и расслоения в обществе, и даже поговорить о Путине. Но все-таки в политическом плане спектакль получился довольно беззубым. Не обошлось и без социальной рекламы. Например, тем, кто не участвовал в выборах, предложили покинуть сцену и предоставить решение всех вопросов ответственным гражданам, которые не пропускают дни голосования. Впрочем, реклама была не только социальной: Семен Харитон не упустил случая упомянуть несколько слов о новых жилых кварталах, возведенных «Инстепом».

Гораздо большее впечатление производили личные, пожалуй, даже интимные ответы участников. Так, зал замер и спустя минуту разразился аплодисментами, когда двое совсем молодых людей вышли из огромной толпы на сцене на вопрос, кто переболел раком.

Пока воронежцы со сцены театра оперы и балета обнажали правду о себе, на другой площадке актеры из Швейцарии (компания «Финци Паска») искали ответ на вопрос, что же такое есть правда. На конференции перед спектаклем они признались, что акробатами им приходится быть не только в плане выполнения трюков. Но и в плане языка — в каждой стране разучивать несколько фраз на новом языке и включать их в спектакль. На просьбу произнести одну из выученных на русском фраз актриса Беатрис Саяд, недолго думая, произнесла: «Кажется мне, что ты параноик». А ведь вот она — правда. Все мы становимся немного параноиками на время Платоновского фестиваля. В хорошем смысле этого слова. Спешим увидеть как можно больше спектаклей, начинаем копаться в себе и задумываться о нашей жизни, чувствах, поступках. Как заставил задуматься вчера зрителей «100% Воронеж». А потом опять забываем. До следующего фестиваля. Но пока ведь он только начался!

Редактор журнала De Facto Наталья Андросова


Комментарии