30 Мая 2018 года, 15:51

Событие

Судя по всему, мы снова наблюдаем тренд активного прихода московских капиталов в воронежскую экономику. Так, «старожил» местного рынка ЖКХ Вадим Ишутин продает значительную часть своего бизнеса столичной группе «ПИК-Комфорт». И это не единственный пример тенденции.

Кто анализирует

Финансовый консультант Евгений Гаврилов

«Москва все скупила» — по-прежнему тренд для воронежской экономики или нет? Скупка региональных активов москвичами — долгоиграющий тренд, он длится еще с 1990-х. Почему именно они? Весь капитал, по сути, находится в Москве. Если бы России искусственно не создали «противоправный агрессивный образ», пришли бы иностранные инвесторы. В нынешних условиях дорога открыта нашим соотечественникам, самые платежеспособные из которых живут как раз в столице.

Ок, а в Воронеже еще остались по-настоящему интересные активы или отрасли для скупки? После кризиса 1998 года стали востребованы производства: из-за курса доллара импорт стал непозволительно дорогим, и потребовалось производить часть товаров внутри страны. Тогда загрузили все свободные производственные мощности, уцелевшие после распада Советского Союза. На фоне роста производств и цен на нефть у бизнесменов стали появляться деньги для инвестиций, а у населения — для потребления, что дало старт вложениям в торговые площади. Потом шли следующие отрасли. Сейчас пришла очередь ЖКХ.

Что будут скупать дальше? То, что будет приносить деньги. Есть портфельные инвесторы, которые «размазывают» инвестиции, чтобы избежать рисков, и покупают малые пакеты акций в определенных отраслях. Есть стратегические инвесторы, которые хотят не просто вложить деньги и получить прибыль, а включить актив в свою производственно-сбытовую цепочку. Но важно, что мышление инвесторов изменилось: они, хоть и не все, теперь готовы вкладываться вдолгую.

А что будет с качеством инвестиций? Инвестфондов ждать не стоит — публичные открытые компании в этой сфере появятся не завтра. Что касается «стратегов», «долгоиграющие» проекты должны давать качественный продукт. Может прозвучать парадоксально, но пример с ЖКХ в этом смысле показателен. Да, это очень закрытая отрасль, к которой власти могут «навесить» определенного рода соцнагрузку в виде убыточных направлений. Но те, кто приходят в «коммуналку», наверняка располагают какой-то важной информацией, несмотря, например, на обветшавшие активы в этой сфере. ЖКХ — бизнес будущего. Однажды и в нем появятся нормальные рыночные отношения, туда пойдут инвестиции, а оттуда — прибыль. Поэтому, имея такую информацию и деньги сейчас, важно занять долю рынка, пока все дешево. Конечно, услуги подорожают, но их качество определенно изменится в лучшую сторону.


Комментарии