13 Марта 2018 года, 13:45
Правительство Воронежской области договорилось с Минфином о реструктуризации до конца 2024 года 12 млрд рублей долга регионального бюджета перед федеральным, сообщает «Коммерсантъ-Черноземье».

Власти ожидают, что это позволит направить на социальные расходы дополнительно более 5 млрд рублей. Министерство разрешило реструктуризацию и поставило региону жесткие условия по сокращению дефицита бюджета и госдолга. Если они будут нарушены, все отсроченные платежи придется вернуть одновременно вместе со штрафами.

Издание приводит условия, на которых правительство Воронежской области договорилось с Минфином. Реструктуризируемый долг Воронежской области сформировали 7 бюджетных кредитов, предоставленных региону с марта 2015 по декабрь 2017 года бюджетом страны для компенсации дефицита. Общий размер невыплаченных долгов по ним составляет 12,03 млрд рублей. Самый большой кредит (3,57 млрд рублей) область взяла в июне 2017 года. Ставка по бюджетным кредитам составляла 0,1% годовых.

7 марта 2018 года должен был наступить срок расчета по первому из кредитов, взятому в марте 2015 года — 2,69 млрд рублей. На начало года регион оставался должен 1,62 млрд рублей. Установленный график платежей соблюдался и именно эту сумму предстояло выплатить в марте. Однако теперь по условиям реструктуризации сроки расчета по всем семи кредитам сдвигаются на 7 лет. Платежи будут производиться с 2018 по 2024 год. При этом в 2018-2019 годах регион должен каждый год до 1 декабря гасить по 5% долга, в 2020-м — 10%, а с 2021 по 2024 год — 20% ежегодно. Ставка на остаток невыплаченных кредитов при реструктуризации не меняется — 0,1%. Недавно соглашения облправительства с Минфином региональным законом утвердила Воронежская облдума.

Взятые регионом в рамках соглашений с Минфином обязательства фактически являются планом на 7 лет по оздоровления регионального бюджета. Ведомство требует, чтобы до 2024 года дефицит бюджета составлял не более 10% от его собственных доходов. Например, собственные доходы принятого на 2018 год бюджета области составляют 69,45 млрд рублей, дефицит более 4,9 млрд рублей. Соотношение в пределах установленного министерством — около 7%.

Также соглашение предусматривает ежегодное сокращение госдолга региона, но оставляет возможности для использования займов в коммерческих банках и выпуска облигаций. На 1 января 2019 года по итогам этого года общий объем госдолга Воронежской области должен составлять не более 49% от собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета (все доходы за вычетом субсидий и дотаций, которые не нужно возвращать), а госдолг по облигациям и банковским кредитам не более 30% от них. По результатам 2024 года предельное соотношение госдолга к собственных доходам должно быть снижено до 32%. При этом верхний лимит долга по коммерческим кредитам и облигациям не изменяется — также 30% от доходов.

Еще одно ограничение, установленное Минфином, касается привлечения банковских кредитов для погашения дефицита. Ставка по ним не должна превышать ключевую ставку ЦБ (сейчас 7,5%) более чем на 1%. Получается, что максимальный процент по кредиту в банке для региона составляет 8,5%. Впрочем, ставка по таким кредитам обычно не превышает 8-9%.

Если регион не сможет выполнить контрольные показатели, установленные в соглашениях, ему придется досрочно погасить всю задолженность, которую планировалось реструктуризировать, а также проценты по ней. А объем превышения показателей по дефициту и госдолгу станет для субъекта штрафом за нарушение соглашения, говорится в документе. Если погашения не произойдет и в этом случае, все средства подлежат взысканию в федеральный бюджет.

Эксперты говорят, что описанный в соглашении негативный сценарий «практически невозможен». «Жесткие условия реструктуризации это скорее стимул для облправительства продолжать исполнять свои обязательства перед кредитором, нежели реальная перспектива. Единовременное погашение приведет к формированию огромной дыры в бюджете субъекта и дестабилизирует социальную обстановку. Такие последствия никому не нужны. Даже в худшем случае невыполнение условий реструктуризации будет стоить только кресел чиновникам»,— говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Аналитик «Алора» Кирилл Яковенко объясняет, что Минфин «хочет видеть, что регион действует как некое коммерческое предприятие, у которого не только доходы, расходы и заемные средства, но и «рентабельность», планы по снижению задолженности». «Макроэкономические параметры, которые заложены в соглашение в качестве сигнальных для Воронежской области, очень щадящие. Они полностью соответствуют текущему состоянию бюджета»,— констатировал Кирилл Яковенко.

  • Госдолг Воронежской области на 1 января 2018 года, по данным Минфина, составил 33,49 млрд рублей. Из этой суммы 15,3 млрд рублей приходится на банковские кредиты, 13,4 млрд рублей — на бюджетные, а 4,8 млрд рублей — на облигации. Соотношение с собственными доходами бюджета-2018 составляет 48,2%. Соотношение долгов перед банками и держателями облигаций — 28,9%. Пока эти показатели на пределе требований Минфина, но к началу 2019 года они могут измениться в ходе корректировок бюджета.


Комментарии