5 Января 2016 года, 15:00

05.01.16. De Facto — Портал De Facto продолжает спецпроект, в котором расскажет о компаниях, вызвавших наибольшее раздражение у потребителей в ушедшем году. Мы изучили, какие действия страховых компаний привели к недовольству воронежцев. Итак, за что мы их ненавидим?..

… за резкое увеличение тарифа

С самого начала года активно продолжалась дискуссия на тему «надо повышать тарифы ОСАГО или нет?» Обе стороны: страховщики и их оппоненты убедительно с выкладками и цифрами в руках доказывали свою точку зрения. Страховщики утверждали, что терпят убытки от ОСАГО, что косвенно подтверждалось уходом с рынка, в частности воронежского, некоторых заметных игроков. Впрочем, автомобилисты и общественность предоставляли данные, подтверждающие обратное. Государство разрешило спор в апреле в пользу страховщиков. Центробанк разрешил им повысить тариф ОСАГО на 40-60%. Естественно все страховые компании выбрали путь максимального увеличения тарифа. Другим следствием принятого решения стало появление на рынке огромного количества фальшивых полисов. В этом году эта проблема впервые приняла характер системной. Увеличилось также число автолюбителей, выезжающих на дороги и вовсе без страхового полиса.

… за навязывание дополнительных услуг

Начало года ознаменовалось также продолжением борьбы автомобилистов против навязывания страховщиками дополнительных услуг, например страхования жизни, имущества и т.п. Нарушения их прав были налицо, однако долгое время властные структуры не предпринимали никаких мер для того, что бы прекратить беспредел страховщиков по ОСАГО, которые открыто заявляли, что навязывают дополнительные услуги, чтобы компенсировать якобы полученные убытки от страхования «автогражданки». В конце концов навязывание допуслуг стало практически обязательным. На весь регион осталось всего пару точек, где можно было приобрести полис ОСАГО без дополнительных услуг. Активные автолюбители приходили в офисы страховщиков со свидетелями, проводили видеосъемку, обращались в суды, выигрывали тяжбы, но каких-либо системных сдвигов в практике страхования ОСАГО не происходило. Регулятор ограничивался мелкими штрафами, которые не были способны даже частично ограничить беспредел страховщиков.

… за демонстративную приостановку деятельности лидера рынка

Второе знаковое событие в сфере страхования гражданской ответственности автомобилистов произошло в мае. Банк России ограничил действие крупнейшего игрока на рынке ОСАГО, в том числе и в Воронежской области — компанию «Росгосстрах». Центробанк мотивировал ограничение лицензии на выдачу полисов ОСАГО «неисполнением в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО. Крупнейшего страховщика, на которого равнялись другие участники рынка, кроме навязывания дополнительных услуг, уличили в непредставлении законной скидки за безубыточность, необоснованных отказах в заключение договоров ОСАГО. Решение о лишении «Росгосстраха» лицензии на заключение договоров ОСАГО произвело эффект разорвавшейся бомбы и было с воодушевлением воспринято общественностью и рядовыми автомобилистами. Эксперты высказывали мнение, что отзыв лицензии у крупнейшего страховщика на полгода послужит хорошим уроком для других компаний и наведет порядок на этом рынке.

Однако оптимизм автомобилистов был преждевременным. Уже в начале июня, спустя 10 дней после отзыва Центробанк вернул «Росгосстраху» лицензию на работу на рынке ОСАГО. Основанием для возврата лицензии было то, что страховщик якобы устранил нарушения и в доказательство представил документы подтверждающие это. Банк России сообщил, что будет следить за тем, использует ли «Росгосстрах» новый порядок заключения договоров ОСАГО. Заметим, что уже вскоре после отзыва лицензии топ-менеджмент «Росгосстраха» заявил, что ограничение может создать «критическую ситуацию» на региональных рынках ОСАГО и будет вскоре снято.

Воронежские эксперты в разговорах с DF отмечали правильность стратегии приостановления лицензий ОСАГО и высказывали сожаление, что меры в отношении «Росгосстраха» в итоге оказались недостаточно жесткими. Отзывы автомобилистов показали, что такое мнение имеет право на жизнь. Нарушения со стороны страховщиков, выражающиеся в навязывании дополнительных услуг, продолжаются и по сей день. Одной из мер, призванных покончить с навязыванием дополнительных услуг, явилось появление электронных полисов. Автомобилистами эта идея была воспринята в общем позитивно, так как позволяла исключить возможность обмана страхователя. Однако имелись и опасения, что обострится проблема фальшивых полисов.

… за новое возможное повышение тарифа

Несмотря на то, что страховщикам ОСАГО так и не удалось добиться понятных и прозрачных правил игры на рынке, в конце года они вновь стали продвигать идеи о новом повышении тарифов. В ноябре руководство Центробанка дало понять, что рассматривает возможность «либерализации» тарифа ОСАГО, то есть возможности дать страховщикам самим устанавливать такой тариф, какой они пожелают. Руководство регулятора и сами страховщики пытаются убедить общество, что в результате реализации такого решения стоимость страховки определит сам рынок в ходе конкурентной борьбы страховщиков. Однако независимые эксперты сомневаются, что конкуренция между страховщиками предотвратит дальнейший рост тарифа, и считают, что он увеличится в таком случае примерно на 30%. По мнению воронежского общественника, расширение тарифного коридора, вновь, как и в апреле этого года приведет к тому, что страховщики будут заключать договора по максимально возможной цене. Вместо этого предлагается идея большей дифференциации стоимости страхового полиса, когда злостные нарушители, являющиеся виновниками ДТП, платят намного больше дисциплинированных водителей с большим стажем безаварийной езды. Тем не менее, недавние сообщения Банка России свидетельствуют о том, что либерализация тарифа ОСАГО все же состоится, но будет проходить поэтапно. 


Комментарии