5 Января 2016 года, 14:00

05.01.16 De Facto — Медиагруппа De Facto активно следит за изменениями в локомотивной отрасли регионе — жилищном строительстве. В своей подборке мы отражаем наиболее значимые тренды прошедшего года, которые будут продолжать оказывать влияние на рынок в 2016 году.

Спрос на эко-интерьеры растет

В отличие от Европы, где экологичная отделка популярна давно, в Воронеже этот тренд только зарождается. Пока не более 10-15% потребителей решают сделать свой интерьер полностью экологичным. И, как правило, это премиум-сегмент (отделочные материалы от 1 тыс. рублей за 1 м2). Хотя постепенно тренд спускается и на более бюджетные уровни. Дизайнер Александр Иванюшин задался вопросом, смогут ли воронежские компании заработать на эко-интерьерах.

По его мнению, увеличить продажи в этом сегменте смогут далеко не все. Почему?

Воронежцы не разбираются в том, насколько материалы действительно экологичны. Поэтому им могут «втюхать» все, что угодно, выдав за экологичную продукцию.

  • Низкая рентабельность эко-материалов. В экономичном сегменте — на грани вымирания.

  • Даже для отечественных материалов используется импортное сырье, что не позволяет конкурировать в цене.

  • У местных производителей затраты на маркетинг не сопоставимы с зарубежными.

«Да, пока местные производители в конкуренции по эко-товарам вряд ли занимают лидирующее место. Однако, я думаю, что все же шансы у них есть. Так, огромный плюс наших производителей в том, что они держат складские программы. 90% покупателей хотят прийти и купить или подождать максимум 2 недели, чтобы товар появился в наличии. Европа, как правило, доставляет продукт за 45 рабочих дней, и это без учета всяческих каникул, которые у них периодически бывают. Даже если это дорогой интерьер, то не всегда люди готовы ждать. Поэтому, думаю, через несколько лет все же появятся те местные производители, кто решится зайти в этот «голубой океан» нового сегмента отделочных материалов», — делает вывод Александр Иванюшин.

Спад на рынке жилья: как это коснется каждого?

В 50% уже сейчас оценивает падение спроса на рынке нового жилья гендиректор компании «Электронжилсоцстрой» Юрий Гайдай. Что будет, если стройки Воронежа массово остановятся? А если наоборот? Как это скажется на экономике города, региона и на каждом из нас?

По мнению гендиректора компании «ПГС проект» Виталия Горбанева, до 50% всего воронежского бизнеса зависит от строительной отрасли.

«Это как пищевая цепочка, — соглашается руководитель центра финансовых консультаций «Меркуловъ и Ко» Евгений Меркулов. — Уничтожили гусениц — вымерли воробьи. Зайдите в любой ресторан: треть его заполняемости — это результат работы стройки. Если доходы тех, кто связан с ней впрямую или косвенно, упадут, то общепит потеряет эту аудиторию или сократит средний чек».

На что влияет строительная отрасль?

  • Обеспечение объемом работ практически всех других сфер.

  • Наполняемость бюджета, а, следовательно, строительство социальных объектов, ремонт дорог и пр.

  • Занятость населения, в том числе в смежных сферах.

При стабилизации спроса на квартиры изменений для жителей региона практически не последует. А вот если он сократится, то можно ожидать целый ряд негативных последствий. Что касается, городской среды, экономист Юрий Трещевский считает, что сразу изменений мы не увидим. Но они скажутся в долгосрочной перспективе.

«Бюджет города формируется не от доходов, а от расходов, — рассуждает экономист. — Поэтому сначала город пропишет, сколько ему нужно, например, на ремонт дорог, а потом будет решать, как эти расходы покрыть. Если своих денег не хватит, будет пытаться пролоббировать на федеральном уровне или сделает займ».

Таким образом, сразу в следующем году рекордных сокращений работ по тому же ремонту дорог, к примеру, мы не увидим. На него попытаются найти деньги, правда, не факт, что в нужном объеме, но близко к нему. Качество упадет незначительно. Например, не проведут капитальный ремонт только некоторых удаленных от центра дорог или сэкономят на качестве материалов. Но через год ситуация ухудшится резко: в итоге, если ситуация в экономике не изменится, эти дороги разобьются окончательно.

Малый бизнес уходит из жилищного строительства Воронежа

Около 30% строительных компаний региона перестали платить взносы в профильные СРО, приводит цифру президент саморегулируемой организации «Строители Воронежской области» Вячеслав Бутырин. При этом большинство из них – малые фирмы и им платить просто нечем, уверен эксперт. Возможен ли сегодня малый бизнес в воронежском строительстве? И как уход небольших компаний с рынка отражается на его участниках?

Удастся ли тем, кто не может похвастаться большими объемами строительства, остаться на рынке и даже составить некую конкуренцию «большим братьям»? Мнения участников рынка разделились.

Прогноз первый. У малых компаний нет будущего. Ввиду вышеперечисленных причин им остается только искать себе иные сегменты, переквалифицироваться, считает руководитель компании «Элитстрой» Эдуард Краснов.

«У меня есть знакомые из небольшой строительной компании, которые сейчас строят частные дома. Вполне успешно», — говорит он.

Также, по его мнению, возможности для них — стать подрядными организациями у крупных застройщиков.

«Я не очень понимаю, как они выживут в многоэтажном строительстве, условия на рынке уже не те», — соглашается и риэлтор Анна Богомолова.

Прогноз второй. Небольшие застройщики не только выживут, но и составят конкуренцию крупным.

«О, они очень живучи, — оптимистична коммерческий директор агентства недвижимости «Трансферт» Галина Колокольникова. — Жилье сегодня большинство воронежцев ищет по цене. Это определяющий параметр. Поэтому у тех, кто демпингует, есть неплохой шанс».

Безусловно, участники рынка, ежедневно работающие на нем, видят ситуацию в деталях. Вместе с тем, нам кажется, что для нормального развития отрасли малый бизнес необходим. Как и средний и крупный. Пока что эта тема выглядит настораживающей, и именно сегодня нужно создавать приемлемые условия, чтобы малые застройщики могли продолжать свою работу. Мы не раз убеждались, что при наличии желания и воли у ответственных лиц это возможно.

На рынке коттеджных поселков бум спроса

Источник DF, работавший на рынке коттеджных поселков 4 года назад, но пожелавший выступить на условиях анонимности, насчитывает минимум 5 проектов, которые так и были не закончены. В них не достраивали дома, не подводили коммуникации, некоторые и вовсе оставляли покупателей с участком в чистом поле. Однако только кризис притормозил спрос на дома в новых проектах поселков. Почему потребители так быстро успели забыть о негативном опыте?

На это есть несколько причин:

Стресс городской среды мотивирует людей переехать за город. Игроки рынка сходятся во мнении, что желание жить за городом в последнее время у потребителей резко возросло, всем хочется отдохнуть от шума и суеты, подышать более-менее чистым воздухом.

В сознании покупателей все большее значение приобретает статусность покупки в коттеджном поселке.

«Вы думаете, что все те, кто покупают коттеджи в поселках, хотят жить поближе к природе? — смеется управляющий партнер консалтинговой компании «Контакт-Эксперт» (Москва) Игорь Романов. — Да для этого нужно иметь собственный сад сотках на 16 на берегу реки. А домики в таких поселках – как бусинки на нитке, достаточно близко друг к другу. И от леса или реки вас отделяет еще 16 соседей».

Потребители стали легче относится к потерям, в том числе, к финансовым.

Появление на рынке дешевых проектов. Выбирая между домом по цене квартиры и квартирой, некоторые выберут первое. А рынок сегодня изобилует эконом-предложениями.

Поселки сделали свой маркетинг более убедительным. Руководитель проекта поселка «Колизей» Николай Федоров говорит, что в продвижении стал делаться упор как раз на это требование потребителей: например, в рекламе указывается, что коттеджные поселки — в высокой степени готовности, есть документы на землю, утвержден генплан. Одной красивой картинкой потребителя сегодня не заманишь.


Комментарии