10 Ноября 2015 года, 13:11

10.11.15. De Facto — Депутат гордумы, председатель совета директоров ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских — один из немногих воронежских перевозчиков, кто согласился публично обсудить итоги реформы пассажирского транспорта. Бизнесмен считает ее удачной. Почему?

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за ноябрь 2015 года.

«Истоки реформы — в 2008 году»

«Реформу, которую городская власть сегодня претворяет в жизнь, я приветствую. В 2008 году под моим руководством транспортный департамент и начал работу над идеей укрупнения перевозчиков и повышения качества услуги. Сегодня эта идея получает развитие. Ну не бывает нормального предприятия с 20 автобусами. Оно не способно обеспечить пассажирам комфорт и безопасность: у таких компаний нет ни технической базы, ни штатных механиков и медработников, ни ресурсов к обновлению состава.

И смотрите, что получилось: 7 лет назад у нас было 50 игроков на рынке, а стало 11. У каждого из них по 150 машин в парке. Это уже придало устойчивости системе организации перевозок. Результат: 10% автобусов на воронежских дорогах новые. 

Плюс прибавьте к этому транспорт, которому 2-3 года, это также безопасная техника, и ее в городе много. А власть получила контроль не над «продавцами воздуха», а над реальными предпринимателями».

«За все нужно платить»

«У скептиков всегда будут вопросы. Появилась куча общественных организаций, которые считают, что имеют право критиковать. Да, конструктивная критика полезна. Но о чем говорить, если человек ни дня не работал в перевозках, плохо разбирается в экономике и пытается свести реформу к негативу?

Договоры с перевозчиками мэрия заключила на 5 лет, это большой шаг вперед: просматривается стратегия развития. Нас теперь лучше поддерживают кредиторы и лизинговые компании. Также для нас поставили условие: в первый год обновить 30% парка, в последующие — по 20%. Под это требование и сформирован рост тарифа — по 2 рубля в год.

Исходя из параметров реформы и условий в экономике, отмечу, что первый этап обновления автопарка тоже пройден успешно. При тарифе в 15 рублей и кризисной ситуации в целом целесообразно приобретать машины малой вместимости и — отчасти — средней. Что, собственно, и делается. Те же лизинговые компании и банки просчитывают доходность по каждому типу автобусов. Согласитесь, можно сидеть и посыпать голову пеплом, а можно делать шаги и пускать на улицы новый транспорт.

Да, кто-то скажет: а где же новые вместительные автобусы? Мы стали заложниками ситуации. 

С одной стороны, тариф в 15 рублей. С другой — с учетом стоимости машины в 6 миллионов рублей и привлечением кредита ежемесячный платеж по ссуде в 2 раза превышает доходность по автобусу. В таких условиях бизнес будет убыточным.

Конечно, с точки зрения оптимизации маршрутной сети правильно развивать ее с доминированием транспорта большой вместимости. Но сегодня результат и по этому направлению ощутим: маршруты исследованы и сокращены так, насколько это допустимо».

«Не валите проблемы на дорогах на водителей автобусов»

«Еще один момент — поведение водителей автобусов на дорогах. Вот мне говорят: они продолжают высаживать пассажиров во втором ряду, создавать для них травмоопасные ситуации, гонять по городу. А что, у нас только водители маршруток так себя ведут? Всегда есть место человеческому фактору. Но я готов вступиться за них, потому что вижу, какое к ним отношение. Автовладельцы зачастую считают, что за рулем автобуса сидит человек низшего сорта. Но это далеко не так. Это адский труд, который заслуживает уважения, не надо все валить на водителя маршрутки.

Но и спуска давать не стоит. На своем предприятии мы постоянно совершенствуем систему управления персоналом, и положительные сдвиги есть. Это и профилактические беседы, и штрафные санкции, и увольнения. А в кризис работу потерять мало кто хочет, это, поверьте, мотивирует».

Комментарии