10 Ноября 2015 года, 13:50

10.11.15. De Facto — «Если мы выйдем на следующий розыгрыш лотов со старой техникой или продолжим обновление парка машинами устаревших моделей, на наше место придет другой перевозчик, а мы уйдем с рынка», — говорит директор по общим вопросам нижегородской компании «Мещеряков и Ко» Дмитрий Панкратов.

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за ноябрь 2015 года.

Чем похожи Воронеж и Нижний Новгород

Город на Волге сопоставим со столицей Черноземья по ряду параметров. Население Нижнего всего на четверть превышает воронежское. Город разделен на 2 части Окой. Левобережная во многом напоминает воронежскую — заводские цеха промпредприятий, жилые массивы. Правый берег — исторический, культурный и деловой центр: узкие улочки, старинные здания, офисы.

Но в сфере пассажирского транспорта есть различия. Главное из них — в Нижнем есть метро. Основная задача, ставившаяся при его проектировании, — доставка людей к градообразующему предприятию, ГАЗу. А в историческом центре только одна станция. Сохранили здесь и трамваи, но ходят они, как мы заметили, почти пустыми. Что еще мы увидели? 

Если в Воронеже обшарпанные автобусы из Европы не вяжутся с современными новостройками, то в Нижнем новые трамваи бегают на фоне угрюмых дощатых домов, построенных в позапрошлом веке.

Когда промышленные гиганты Нижнего Новгорода сбавили обороты, перед транспортной системой обозначились новые задачи. Людей, раньше работавших на ГАЗе, Сормовском заводе и других предприятиях левого берега, теперь утром нужно доставить на правый, а вечером отвезти обратно.

Стоя на вечерней набережной, можно увидеть, как автобусы большой вместимости идут непрерывным потоком по мостам через реку. Заполняясь в основном в правобережной части, они практически безостановочно идут по одной из главных магистралей — Ленинскому проспекту — к удаленным микрорайонам за автозаводом, куда не ходит метро. Назад же идут практически пустыми. Люди в автобусе, конечно, ворчат, что ехать приходится долго и пробок на пути все больше. Но расстояния в городе немаленькие, и, по словам тех же пассажиров, раньше было значительно хуже.

Как же отвечала вызовам времени транспортная система города?

Как власть выправляла ситуацию По словам замруководителя департамента транспорта и связи мэрии Михаила Моделкина, ситуация Нижнего 10 лет назад «представляла собой неуправляемый хаос».

«У МУПа оставалось всего 130 работающих машин. Перевозки взяли на себя частные предприниматели, в основном с автобусами ПАЗ-3205. Частников было более 500! Как правило, это были ИП, имеющие от 1 до 20 автобусов», — говорит чиновник.

Какие изменения провела власть?

Безымянный.PNGИзменение 1. Благодаря властям региона город попал в федеральную программу, по которой в 2007 году получил 800 (!) новых ЛиАЗов. Эти машины долгое время составляли основу городского транспорта, но сейчас уже постепенно выводятся с маршрутов, заменяясь новыми моделями большой вместимости, в том числе сочлененными («гармошками»). Местные жители рассказывают, что город вздохнул с их появлением, но при этом до сих пор считают, что таких автобусов недостаточно. Произошло четкое разделение: у МУПа машины только большой и особо большой вместимости, у частных — средней и немного малых.

Изменение 2. В 2010 году на аукционах стали разыгрывать лоты по принципу «один маршрут — один лот». Ранее в Нижнем маршруты дробились между несколькими перевозчиками. Поскольку получить лишь часть рейсов одного маршрута стало невозможно, произошло укрупнение игроков, их число сейчас находится в пределах 60. Со временем среди них выделились 6 крупных, забравших себе к сегодняшнему дню половину маршрутов. Как считают местные перевозчики, сокращение с 500 до 60 игроков значительное: город получил управляемый рынок, на котором представлены как большие, так и мелкие компании. На наш вопрос про продавцов воздуха все ответили, что такого явления в Нижнем нет: автобусы принадлежат владельцам маршрутов.

Изменение 3. 2012-2013 годы: власти ужесточили требования к автопарку. Балльную систему выстроили так, чтобы перевозчики приобретали новые автобусы современных моделей более высокого экологического класса (см. справку). Старые машины иметь в парке не запрещается, но они оцениваются в меньшее число баллов, за наличие совсем старых баллы снимаются. Сейчас самым старым автобусам в городе не более 9 лет. Основа парка частников — относительно новая модель ПАЗ-3204, разработанная для эксплуатации в городе (в отличие от устаревшей модели 3205). Малых автобусов у перевозчиков немного по причине их неприбыльности. Практика нижегородцев показала: «ГАЗель» обычно заполняется пассажирами под завязку уже на первой остановке, и почти все они едут, не сменяясь, в другой конец города.

Безымянный2.PNGИзменение 4. В это же время власти решились на непопулярную меру. Стоимость проезда была увеличена с 15 до 20 рублей. Примечательный факт: пассажиры Нижнего, которых мы опросили, не вспомнили каких-либо крупных акций протеста или массовых недовольств. Как говорят чиновники, «люди немного погрустили и привыкли», дополнительных усилий мэрии  рикладывать не пришлось.

«Конечно, население было не в восторге, но до митингов дело не доходило. Мы разъясняли тем, кто приходил к нам с жалобами, куда будут потрачены их деньги, из чего складывается тариф, писали в СМИ (массированной информационной кампании в городе не было, вышло несколько статей в местных изданиях. — Прим. ред.). Кажется, их удалось убедить, что при прежнем тарифе о качестве и безопасности перевозок следовало забыть», — вспоминает Моделкин. 

Местные коммунисты пытались организовать протестный митинг по этому поводу. Но, по словам чиновников, «ничего серьезного у них не вышло».

Впрочем, в Нижнем не все так гладко. Один из перевозчиков (ИП Каргин), еще в 2010 году проиграв конкурс, не стал уходить с маршрута. И поныне он осуществляет перевозки по цене 15 рублей, конкурируя низкой ценой с выигравшей конкурс компанией. По информации администрации, техника в его парке практически не обновляется, отсутствуют кондукторы, продажа билетов. Пятый год продолжаются судебные тяжбы мэрии с перевозчиком, но прекратить его деятельность не удается (см. справку). Местные жители рассказывают: конкуренты даже пытались применить к нарушителю силовые меры, но это его не остановило.

Безымянный.JPG«Этому перевозчику кто-то покровительствует?» — прямо спрашиваем мы.

«Нет. У перевозчика есть лицензия, ее отобрать мы не можем. А ездит он без договора с мэрией, — отвечают чиновники». — То есть причина в несовершенстве закона.

Каких результатов достигли перевозчики

К чему пришел город? Дмитрий Панкратов говорит, что, только получив тариф в 20 рублей, перевозчикам удалось решить ряд проблем. Например, руководитель признает: если бы не высокая конкуренция за право работать на маршруте, компания до сих пор бы закупала дешевые автобусы ПАЗ-3205.

Приводя перевозки в соответствие цивилизованным нормам, здесь поставили во главу угла не столько сервис, сколько безопасность.

«Удалось повысить зарплату водителям. Они опять стали держаться за работу, бережно относятся к технике. Если нет безопасности, ни о каком сервисе и речи нет. Ведется работа по подбору персонала, есть обучающие программы, конкурсы водительского мастерства. Диспетчер отслеживает скорость, маршрут, дистанцию, места остановок, в автобусах ведется видеонаблюдение. 

Если выявляются нарушения, незамедлительно следуют санкции: дисциплинарное взыскание, затем штраф, а если и это не помогает, расстаемся с водителем. 

Конкуренция на рынке труда позволяет это делать без колебаний», — подтверждает Панкратов.

Власти не боятся экспериментировать, иногда и ошибаются. Несколько лет назад компании «Мещеряков и Ко» разрешили осуществлять перевозки повышенной комфортности по увеличенному тарифу. Однако эксперимент провалился. Микроавтобусы Iveco оказались дорогими и капризными в эксплуатации, высокий тариф не окупил затрат.

За последние 3 года власти Нижнего расторгли контракты с 4 некрупными перевозчиками, нарушавшими их условия: они не смогли обновить парк в срок. По словам чиновников, произошло это без дополнительных осложнений — например, без использования частником админресурса. При этом удалось найти других игроков, которые взяли маршруты.

Безымянный2.PNGМы увидели, что в Нижнем сумели побороть явления, привычные для Воронежа: курение и хамство водителей, гонки от светофора к светофору, придавленные дверью автобуса пассажиры, остановки «возле куста», отсутствие кондукторов. На остановках даже в час пик нет толпы, не нужно ждать автобуса и 10 минут. Водители в Нижнем подают пример другим участникам дорожного движения: маршрутка первой (!) притормаживает перед светофором, когда загорелся еще даже не желтый, а зеленый мигающий сигнал. Или 20-метровый сочлененный ЛиАЗ уступает дорогу одинокому пешеходу. Фантастика, да?

О роли власти на рынке

Властям удалось выполнить 2 главных условия: создать мощного муниципального перевозчика и установить понятные правила игры для частников, теперь им выгодно инвестировать в отрасль. В конечном счете в Нижнем все расставил по своим местам рынок. Но под контролем властей.

Автор: Андрей Филоненко


Комментарии