30 Ноября 2015 года, 15:45

30.11.15. De Facto — По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, вывод об ухудшении погодных условий, как главной причине смертельного ДТП на трассе М4, был сделан преждевременно.

Напомним, маршрутный автобус Москва-Донецк перевернулся на 560-м километре федеральной трассы М4 «Дон» около 1 часа ночи 30 ноября. В результате ДТП погибло 4 человека и пострадало 14. По предварительным данным управления МВД России по Воронежской области, водитель автобуса не справился с управлением по причине ухудшения погодных условий — начался ледяной дождь.

Оценивая вероятные причины трагедии, Михаил Блинкин отмечает, что дорожные условия в подавляющем большинстве случаев не могут сами по себе стать причиной ДТП.

«При детальном расследовании обстоятельств и причин происшествия, дорожные условия оказываются в лучшем случае сопутствующими обстоятельствами. Если за рулем находится разумный человек, он должен соблюдать правила дорожного движения и принять исчерпывающие меры для предотвращения ДТП: снизить скорость и так далее, вплоть до полной остановки транспортного средства. Подход ГИБДД в данном случае характерен. Они очень часто делают дорожные обстоятельства главной причиной происшествия. Что, честно говоря, не совпадает с мировым опытом. В мировом опыте есть аксиома «Дорога не убивает». Безусловно, она не освобождает дорожников от необходимости заделывать ямы и убирать снег, но в сложных погодных условиях, решающим обстоятельством становятся поведенческие реакции водителя», — отмечает Михаил Блинкин.

Как считает эксперт, для выявления подлинных причин происшествия необходимо тщательно исследовать деятельность компании-перевозчика.

«Надо изучить, кто эксплуатирует этот автобус. Если это легально зарегистрированное автотранспортное предприятие с режимом труда и отдыха водителей, контроля технического состояния транспортных средств, то у них вероятность такого происшествия близка к нулю. А если это какое-то мелкое предприятие, которое действует по принципу «деньги в кепку водителя», и водители у них находятся по 20 часов за рулем, там вероятность ДТП гораздо больше», — рассуждает директор транспортного института.

О вине эксплуатирующей дорогу организации, по мнению эксперта, можно говорить, в том случае, если не были выполнены нормативы содержания автодороги. Тогда вполне возможны судебные иски к дорожным структурам. В России есть прецеденты, когда суд привлекал дорожников к ответственности.

«Если там был какой-то срыв в плане эксплуатации, то есть вовремя не почистили трассу, то это, безусловно, способствовало возникновению ДТП. Но тут надо смотреть, были ли факторы форс-мажорного характера, вследствие чего стандартных мер оказалось недостаточно. Ледяной дождь в принципе мог быть таким форс-мажорным фактором», — предполагает эксперт.

Участок трассы, на котором произошло ДТП, является платным и эксплуатируется ГК «Автодор». 


Комментарии