9 Октября 2015 года, 12:40

09.10.15. De Facto — Медиагруппа De Facto провела опрос представителей деловой среды о том, как кризис меняет их принципы и ценности как в вопросах бизнеса, так и в личных отношениях. Полные версии материалов опубликованы в октябрьском номере печатного журнала в рубрике «Позиция».

швыдченко.jpgДиректор «Фольксваген Центр Гаус» Михаил Швыдченко:

Некоторые бизнесмены в кризис выпускают иголки

«Любой кризис связан с увеличением преступности и мошенничества. Среди моих друзей и знакомых из бизнес-среды этого не произошло. Но в нашем бизнесе это, безусловно, есть, какие-то мошенники наверняка стали появляться. Мошенничество было и раньше, просто в кризис оно обостряется.

И тем не менее глобальных изменений принципов и взглядов я не наблюдаю. Для того чтобы рассуждать о сходствах и различиях последних кризисных ситуаций, необходимо провести некое исследование. А такого, чтобы были отличия в глобальных вещах, нет. Поэтому и в поведении людей большой разницы я не вижу.

Единственное, что меняет кризис, так это то, что стали меньше пить! (Смеется.) А если серьезно, то кризисная ситуация на мои взгляды и позиции никак не влияет, по крайней мере как мне кажется. Да она и не должна влиять, ничто не должно влиять на основополагающие принципы — если дал слово, то держи его до конца».

иванов.jpgГенеральный директор компании «Сименс Трансформаторы» Игорь Иванов:

Если бы кризис изменил мои принципы, я бы не уважал себя

«Я заметил изменения в поведении своих клиентов. Причина очевидна. Дело в том, что многие компании обанкротились или же на пути к этому. И от этого никто не застрахован. Некоторые бизнесмены просто ломаются. Ведь в бизнесе все связано. Закрывается один из мелких банков от банкротства, а в этом банке у собственника лежал миллион. Как следствие, миллиона теперь нет, и где его взять — непонятно. Дальше им нечем выплачивать займы. Так банкротятся компании и так ломаются люди. Может быть, этот бизнесмен и хотел бы вести бизнес по всем правилам, но он просто вынужден идти на обман. К счастью, это единичный клиент, который готов на это пойти. Многие бизнесмены ограничиваются задержками по выплатам, но при этом держат марку. Тем, кто остался при своем и старается честно выбраться из создавшейся экономической ситуации, будет проще в дальнейшем.

Если бы кризис — этот, предыдущий, следующий — изменил мои принципы и взгляды, то я бы не уважал себя. Думаю, как и любой нормальный человек. И здесь уже неважно, бизнесмен он или рядовой служащий. Общечеловеческие ценности должны быть вечными».

толмачев.jpgГенеральный директор компании «ЮрПартнерЪ» (Москва) Антон Толмачев:

Некоторые считают кризис оправданием и для уголовных преступлений

«Любого рода кризис — это лакмусовая бумага, которая отделяет гибкие компании с четкими деловыми принципами от компаний «проходящих», не настроенных на серьезную работу на рынке. Поэтому в такое время, как сейчас, критически важно поддерживать высокие стандарты работы и этики.

Однако сейчас, наоборот, вместо того чтобы использовать не самую лучшую экономическую ситуацию в качестве повода для того, чтобы вырваться вперед и оставить конкурентов позади, многие предприниматели считают кризис неким «карт-бланшем» для того, чтобы не выполнять свои обязательства по договорам. Само собой, это отрицательно влияет на кредит доверия к таким организациям, и им не следует удивляться, если после кризиса потребитель, клиент или партнер будет обращаться только к тем, кто в тяжелое время продолжал выполнять свои обязательства вне зависимости от экономической ситуации. Практика показывает, что хорошая репутация, заработанная в проблемное время, ценится во много раз выше, чем репутация, полученная, так скажем, во время мирное.

Как юристы-взыскатели, на своем опыте мы столкнулись с очень неприятным последствием кризиса — осознавая тяжелую экономическую ситуацию, компании начинают считать значительное сокращение прибыли нормой. «Так, наверное, у всех сейчас», — должно быть, говорят сами себе руководители и страшно ошибаются. Таким образом, они сами загоняют себя в яму, причем с железной уверенностью, что это норма и иначе быть не может.

В прошлый финансовый кризис с рынка ушло очень много крупных игроков, причем некоторые из-за того, что решили переступить закон. Да, некоторые считают кризис оправданием и для уголовных преступлений. «Арбат Престиж», например, попался на уклонении от налогов, кто-то — на контрабанде и так далее. Еще один пример того, что и в тяжелое время не стоит забывать о важности ведения добросовестного, честного бизнеса».

бусыгин.jpgГенеральный директор консалтинговой компании Intake Consult, бизнес–тренер Олег Бусыгин1:

Порядочность либо есть вне кризиса, либо нет

«Сложившаяся ситуация действительно в некоторой степени повлияла на поведение руководства компаний. Например, некоторые сократили объем бизнес-обучения за счет внешних партнеров и сконцентрировались на развитии персонала, используя в первую очередь собственные ресурсы. То есть совершенно очевидно проявляются тенденции сокращения издержек за счет перераспределения статей расходов. Что касается профессиональных и личностных принципов ведения бизнеса, на мой взгляд, они никак не зависят от изменений экономической обстановки.

Ведь такие морально-психологические принципы, как честность, порядочность, ответственность, для многих остаются ориентирами в работе и существуют либо не существуют вне кризиса. Общеизвестно, что некоторые люди руководствуются внешней референцией, то есть при обосновании результатов своей работы ориентируются в первую очередь на внешние факторы. Неудивительно, что ситуация турбулентности на рынке служит прекрасным оправданием неудач для тех, у кого преобладает внешний тип референции».

алексеева.jpgГенеральный директор PR Partner Инна Алексеева2:

Если не удается вести бизнес честно, то лучше закрыть компанию

«Безусловно, финансовый кризис, как и любая другая стрессовая ситуация, провоцирует какие-то изменения в людях. Вернее, не сам кризис меняет людей, а под воздействием этой ситуации начинают проявляться те или иные качества, которые в спокойное время находились где-то в глубине. В кризисной ситуации многие начинают показывать те свои черты, о которых раньше и не подозревали. Бизнесмены теряют свои компании, становятся банкротами, ломаются и, бывает, поступаются своими деловыми и личными принципами.

Всегда важно помнить о ценностях своей компании. Потому что если позволять себе задерживать зарплаты или переходить на зарплаты в конвертах, то это означает, что у вас и принципов нет. Нельзя перекладывать управленческие проблемы на плечи сотрудников. Если предпринимателю трудно вести свой бизнес честно и по правилам, то в таком случае лучше закрыть компанию, выплатить долги и устроиться наемным. По крайней мере, это будет честно».

Справка:

  1. Среди клиентов Intake Consult — «Газпромнефть», VEKA, SMR, «Мосэнергосбыт», «Билайн», ВЭБ, Grundfos и др.

  2. Среди клиентов PR Partner — Hansa, банк «Возрождение», КРОК, Mango Office, сеть кинотеатров «Каро» и др.


Комментарии