14 Октября 2015 года, 12:05

14.10.15. De Facto — В бухгалтерию крупного промышленного предприятия прислали счет из редакции СМИ... за участие в волейбольном турнире. От маркетолога одного из проектных институтов Воронежа в местные компании приходит регулярная рассылка с приглашениями на футбол, волейбол, теннис и даже бильярд. Директорам воронежских заводов звонят москвичи и настойчиво предлагают играть в футбол только у них в чемпионате, так как именно они профессиональные организаторы. Кто же эти игроки  рынка спортивно-корпоративного ивента в Воронеже? Это реальный бизнес или все-таки хобби? И как руководителям компаний выбрать «правильный» турнир?

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за октябрь 2015 года.

Как развивается этот рынок?

«Корпоративные турниры — идеальный способ наладить и укрепить взаимоотношения внутри коллектива», «Вы можете собрать вместе все звенья бизнесцепи на одной площадке: в команде могут играть как руководство, так и подчиненные»... Так звучат мотивационные лозунги компаний — организаторов соревнований.

В Воронеже родоначальником CSE (см. справку) можно считать футбольный турнир среди СМИ памяти комментатора Владимира Затонского, который проводится раз в год собирающейся инициативной группой начиная еще с середины 90-х. Вскоре профессиональные спортивные федерации — с целью подзаработать — стали проводить небольшие коммерческие внутриотраслевые соревнования: например, футбольный турнир среди банков. Затем появился регулярный турнир для промышленных предприятий на приз газеты «Промышленные вести», приуроченный к Дню машиностроителя. В 2011 году родился проект «Лига Безгалстуков», который сначала проводил чемпионаты по футболу среди компаний внутри отдельных отраслей, а теперь организует регулярные календарные турниры уже по 5 видам спорта, в которых задействовано более 130 предприятий и компаний Воронежа.

Безымянный.jpgНаконец, в 2015 году сразу 2 московские компании («Руспортинг» и «Пинков спортс прожект») провели в столице Черноземья свои первые мероприятия. Причем Воронеж стал третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга, где «Руспортинг» открыл свой офис. Таким образом, в нашем регионе действуют уже 4 полноценных оператора CSE. Можно сказать, по этому показателю мы приближаемся к Москве.

«Бум спортивно-корпоративного ивента в Воронеже свидетельствует о развитости и устойчивости крупного и среднего бизнеса конкретно в нашем регионе, несмотря на общий кризис в стране, — объясняет координатор проекта «Лига Безгалстуков» Ярослав Григорьев. 

— Мы изнутри видим, что сотрудники по много лет трудятся на одних и тех же предприятиях, текучки минимум, корпоративная лояльность возрастает. Количество команд, участвующих в турнирах «Безгалстуков», растет в арифметической прогрессии, федеральные компании открывают свои филиалы в Воронеже, и они включаются к нам в пул. С другой стороны, мы в течение 3-4 лет разогревали местный бизнес корпоративными футболом и волейболом, формировали базу предприятий, контактов ответственных за спорт в компаниях. Москвичи этим воспользовались и практически беспрепятственно вошли на этот рынок».

Админресурс против рынка

Если столичные компании на корпоративном ивенте именно специализируются, то для воронежских организаторов этот бизнес является скорее сопутствующим. Например, «Промышленные вести», уже седьмой год проводящие футбольный турнир своего имени, — это газета, учрежденная Советом промышленников и предпринимателей Воронежской области. В то же время один из основных координаторов «Лиги Безгалстуков» Ярослав Григорьев работает маркетологом компании «Газпроектинжиниринг» и еще руководит общественной организацией «Клуб ИТ-директоров Черноземья». Впрочем, принципиальной разницы у операторов в подходе к организации соревнований большинство опрошенных участников не замечает. Прежде всего потому, что всем приходится проводить футбольные турниры на одном и том же стадионе «Чайка», почти единственном пригодном для такого рода ивентов в Воронеже. Разницу корпоративные клиенты ощущают лишь в продолжительности турниров и величине стартового взноса (см. таблицу).

«В компании Softline развиты спортивные традиции, наши сотрудники увлечены разными видами спорта. Мы участвуем в «Лиге Безгалстуков» практически во всех видах соревнований: играем в футбол, в волейбол, в теннис и в бильярд и везде демонстрируем успешные результаты. Если говорить о футбольных соревнованиях, то при ощутимой разнице в размере взносов организаторы (что «Пинков спортс проджект», что «Лига Безгалстуков») предлагают примерно одинаковые условия: одна и та же площадка, тот же формат, те же соперники, та же небольшая шоу-программа, конкурсы для болельщиков», — рассказывает руководитель воронежского представительства Softline Георгий Шмидт.

Тем не менее игроки спортивного ивента в Воронеже, как и в Москве, стараются отличаться позиционированием. В частности, «Руспортинг» (проект «Лига чемпионов бизнеса») в нашем городе работает строго по франшизе, в которой четко прописаны правила бренда. Например, разделение команд по дивизионам (по 8 участников), двухмесячная длительность чемпионатов, статистика после каждого тура. При этом достаточно высокий порог допустимости «легионеров» (игроков, не являющихся сотрудниками компаний): 3 человека (то есть полкоманды). Благодаря чему уровень «Лиги чемпионов бизнеса» оказывается вполне сопоставимым, например, с чемпионатом города или области.

Руководитель воронежского филиала одной из московских компаний (отказался выступить публично) в разговоре с DF не смог определить четкие критерии отстройки своей компании от конкурентов, пояснив это тем, что «сравниваться с кем-то нам неинтересно». Управленец ограничился стандартной формулировкой:

«Для нашего региона это принципиально новый продукт, это качественно новый уровень, это мировой уровень проведения спортивных мероприятий».

«Лига Безгалстуков», в свою очередь, уповает на массовость, непрофессионализм участников и максимальный охват видов спорта. Как утверждается на сайте «Лиги», «соревнования адаптированы именно для любителей спорта, а не для профессионалов...»

«На одном корпоративном турнире в этом году встретил знакомого действующего футболиста, известного в Воронеже, который еще и раздавал автографы. На вопрос: «А ты где работаешь? За какую компанию играешь?» — был получен ответ: «Да не знаю, за какую, Санек пригласил побегать!» Мы в «Лиге Безгалстуков» в первые сезоны тоже через это проходили, закрывали глаза на приглашение профессионалов в рамках правила «одного «легионера», чем отпугнули немало компаний. Поэтому мы стараемся искусственно снизить спортивный уровень турниров с помощью различных ограничений, — говорит Ярослав Григорьев. — На площадке должен одинаково комфортно чувствовать себя любой сотрудник участвующей компании».

К слову, проблему «подстав» и «засилия профессионалов» в корпоративных турнирах, по мнению их организаторов, решить в принципе нереально. Даже если у участника соревнований есть трудовая книжка и визитка предприятия, это еще не значит, что он в ней работает. Например, директор одной дорожной компании трудоустроил у себя нескольких действующих футболистов только для того, чтобы выигрывать турниры среди команд дорожной отрасли на федеральном уровне, за победу в которых предусматривались миллионные призовые. 

Формальной причины не допустить их до участия в локальном корпоративном турнире в Воронеже не было… Здесь остается надеяться либо на совесть, либо на то, что 25-летним футболистам, в конце концов, самим неинтересно станет обыгрывать с двузначными счетами «тучных топ-менеджеров, растерявших спортивную форму».

Окончательный выбор, в каком турнире участвовать, поможет сделать сравнительная характеристика организаторов в цифрах (см. таблицу). Тут надо отметить, что во многих случаях компаниям выбирать часто и не приходится. Руководитель предприятия или филиала узнает о предстоящем турнире и о необходимости выделить несколько десятков тысяч рублей нередко во время звонка из Москвы или от органов местной власти. И отдает распоряжение срочно собирать команду — хоть из своих, хоть из чужих, но главное — дееспособную. Принцип работы московских операторов — выход на правительственные или управляющие из федерального центра структуры. Административный ресурс во многом используют и некоторые местные организаторы. По мнению же координаторов проекта «Лига Безгалстуков», в своей работе по привлечению клиентов они руководствуются исключительно рыночным механизмом, рассылая приглашения по электронной почте и привлекая спонсоров для формирования призового фонда их продукцией.

Что же необходимо учитывать при выборе оператора корпоративных соревнований собственнику или руководителю бизнеса, свободному в принятии решений и не стесненному административным лобби?

Во-первых, уровень развития корпоративной этики и вовлеченности сотрудников в жизнь компании. Во-вторых, число сотрудников компании, из которых комплектуются корпоративные команды, их спортивная подготовка, отношение к спорту, опыт участия в подобных мероприятиях. Эти два момента определяют потребность в участии и косвенно влияют на финансовую сторону вопроса: сколько готов потратить руководитель, чтобы выставить свою команду в ту или иную лигу.

Безымянный.jpgЗдесь участники рынка выделяют 2 типовых сценария.

Сценарий первый. Сотрудники компании желают регулярно, в течение года (с периодичностью примерно 1 раз в 2 месяца) участвовать в различных турнирах среди таких же любителей спорта из большого количества других организаций, а руководитель имеет возможность обеспечивать небольшие суммы организационных взносов. Тут, пожалуй, наиболее подходящая площадка — «Лига Безгалстуков».

Сценарий второй. Заинтересованное лицо из штата компании формирует конкурентоспособную команду, привлекая для усиления сторонних «легионеров», а руководитель готов выделить более существенные средства за участие в продолжительных турнирах полупрофессионального формата. Это уже скорее московские проекты.

Что ждет рынок дальше?

Каковы же прибыли операторов? И что вообще ждет рынок CSE в Воронеже? По оценке координаторов «Лиги Безгалстуков», даже при самых минимальных взносах и полном комплекте расходов (на аренду, судей, призы, наградную атрибутику, звуковое сопровождение и т. п.) они все равно остаются в плюсе… как минимум на «карманные расходы». Для остальных операторов, еще и минимизирующих расходы с  помощью  административного ресурса, это фактически полноценный бизнес, приносящий чистую маржу до нескольких сотен тысяч рублей за турнир. Общий сбор легко посчитать, умножив сумму взноса на количество участников («халявщиков», команд, участвующих без взноса или со скидкой, здесь не жалуют).

Все участники рынка сходятся во мнении, что московские компании пришли с завышенными для нашего региона столичными аппетитами. 

Не всякая организация в Воронеже позволит себе раскошеливаться каждые полгода на 60 тыс. рублей, чтобы дать возможность своим сотрудникам поиграть в футбол.

Однако реальность показывает, что эти аппетиты были приняты местным бизнесом. Компания «Руспортинг» провела весенний футбольный турнир на ура и уже к осеннему марафону расширила пул участников с 16 до 24 команд.

Предложение продолжает расти. Так, агентство «ИнтелСпорт», открывшее филиал в Санкт-Петербурге, рассылает свои презентации по базе воронежских предприятий, призывая участвовать в «Любительской Лиге Чемпионат.com». Сами воронежские организации, в которых уважают спорт, открывают свои лиги и завлекают коллег по бизнесу. Например, торго вый дом «ДЕЛК» в этом году провел первый летний чемпионат по  мини-футболу на своей площадке.

Руководитель местного филиала столичной компании не стал оценивать емкость воронежского рынка CSE, как и параметры коммерческого предложения, которое его компания делает потенциальным клиентам:

«Что касается вопросов объема рынка и имеющейся у вас информации, вызывает сомнения, каким читателям это будет интересно».

Однако у организаторов с большим опытом работы на местном рынке другое мнение.

«Я думаю, что сверхдоходы от корпоративного футбола — это временное явление, которое поддерживается, во-первых, «иглой» административного ресурса, во-вторых, фактором стартовой эйфории, действительно нового для Воронежа концепта проведения соревнований. На самом деле в коллективах многих компаний уже чувствуется усталость от обилия корпоративных турниров, особенно от футбола. Поэтому мы делаем ставку на другие виды спорта, точнее, на комплекс спортивных игр, где футбол — лишь одна из дисциплин», — говорит Ярослав Григорьев. «Например, у нас есть теннисные, бильярдные, волейбольные турниры. В ноябре будет стритбол. Это разнообразие позволяет сбалансировать спортивные пристрастия  сотрудников  компаний».

Впрочем, остальные операторы уже пошли по пути «Лиги Безгалстуков» — в другие виды спорта. Начали с волейбола (первый турнир «Промышленные вести» провели в начале 2015 года, «Руспортинг» — осенью, вступительный взнос такой же, как на футбол).

Начнется ли «передел» рынка корпоративного ивента еще и в баскетболе, теннисе, бильярде? А может, даже в керлинге? Вы улыбнетесь, а московское агентство «Корпоративная лига» разыграло уже 4-й корпоративный кубок по этому диковинному виду спорта.

Безымянный.jpg

Автор: Андрей Филоненко



Комментарии