16 Октября 2015 года, 14:19

16.10.15. De Facto — Многие сталкивались с ситуацией: даешь человеку поручение — закажи визитки, а он впадает в панику, пятнами покрывается, его трясет, он не знает, что делать. Как только вы пошагово описываете ему процесс: вот телефон — позвони в типографию, там сидит Света, спроси у нее почту, на эту почту отправь макеты, скажи, чтобы она сделала из них визитки, затем выслала тебе счет, направь его в бухгалтерию, — в его голове все встает на свои места, и он выполняет поручение. Как сделать, чтобы такой сотрудник работал эффективно каждый день при ваших минимальных трудозатратах.

Когда приходится работать с тупыми…

Спад в интеллектуальном развитии населения и рост разрыва между умными и тупыми людьми отмечают сегодня как специалисты в сфере психологии и социологии, так и воронежские бизнесмены. Подробно о проблеме отупения людей читайте  в проекте печатного журнала.

Как проявляется эта тенденция в бизнесе?

«85% тех, кто приходит на собеседование, нужно лопаты и грабли давать, а не зарплаты по 65 тысяч рублей, умственный, интеллектуальный труд им не подходит», — отмечает управляющий партнер правового центра «Дивиус» Иван Гусев.

Действительно, примеры бытовой тупости в работе встречаются на каждом шагу. Так, сотрудница одной из риэлторских компаний Воронежа тратила целый день на то, чтобы развозить бумаги, в силу своего ограниченного кругозора она просто не знала о существовании курьерских служб доставки. Когда же руководитель сказала ей о том, что проще воспользоваться услугами курьера, девушка открыла рот от изумления: она реально не подозревала о существовании таких служб.

«Эти люди толпами атакуют кадровые агентства, их очень много, толковых мало. Приходится работать с тем, что есть. Конечно, сложно, но зачастую легче смириться, ведь не перевоспитывать же?!» — негодует генеральный директор компании Charoi prestige Ирина Жукова.

Узнали в одном из примеров вашего сотрудника? Вы считаете, что у вас есть тупые сотрудники? Да вы не понимаете своего счастья! Те, кого мы считаем тупицами, очень часто прекрасные исполнители. И они вполне эффективно могут справляться с той работой, где нужно «копать от забора до обеда». В то время как умные работники своей инициативой могут загубить все дело. Рассмотрим следующую квалификацию. Существует теория трех мозгов.

Во-первых, есть рептильный мозг, ему 44 миллиона лет. Это мозг, которым мы принимаем решения практически на уровне инстинктов. И такой человек может прекрасно выполнять однообразные действия. Условно — работать на конвейере. Но если он пытается заниматься творческой работой или тем, где нужна его инициатива, собственные размышления, выводы, то он покажется тупым.

Во-вторых, мозг млекопитающего, ему 4 миллиона лет. Если это по образу мыслей стадное млекопитающее (например, волк), то ему нужен коллектив и его хорошо стимулирует командная работа, если это млекопитающее-одиночка — ему хочется выделяться, ему нужен статус. То есть эти люди прекрасно работают в команде и становятся успешными лидерами.

В-третьих, есть мозг человека, ему всего 60 тысяч лет. Такой сотрудник хочет творчества, и не так много должностей, на которые он подойдет. Теоретически он может с любой работой справиться, но не справляется — уж слишком много идей и амбиций его переполняет. Это однозначно умный человек, но работать с ним будет тяжело. А уж тем более он ни дня не продержится на однообразной работе.

Как работать с людьми с мозгами рептилий, мы и разберем.

Как делать это эффективно?

Правило первое. Регламенты работы каждого сотрудника должны быть наглядными. Наверняка вы знакомы с ситуацией, когда вы дали человеку задание, он сделал его по-своему, а на ваш вопрос, почему так, ответил: «А я думал…» Поэтому саму возможность думать нужно свести к минимуму. В этом помогут детальные регламенты работы каждого сотрудника.

90% из них должны быть оцифрованы, в этом нет ничего сложного, зато, потратив немного времени, вы получаете возможность взять на эту должность хоть Равшана, который согласно инструкции все выполнит на «отлично». 

Если пропускной канал usb маленький, то перекачка происходит медленно, но это не значит, что она совсем не произойдет. Даже если в голове оперативный процессор слабый, все равно рано или поздно вы скормите такому сотруднику весь объем информации, просто пошагово. Поэтому прописывайте регламент шаг за шагом, пусть сотрудник осваивает их постепенно.

Например, всю работу кассира можно расписать на 46 слайдов, на каждом из которых будет, как сделать ту или иную операцию. Еще лучше, если слайды будут с картинками или фотографиями. В идеале должна быть видеозапись, где опытный сотрудник показывает, что он делает, и объясняет действия. Тогда вам удастся довести своих сотрудников до уровня автоматизма собаки Павлова. Как правильно писать регламент? Если у вас процессная компания (например, ресторан), то для ее сотрудников (официантов) нужно описывать именно процесс работы, то есть описание должно быть закольцованным и взаимосвязанным с другими отделами (для ресторана — кухня, повара). Поэтому составляться такой регламент может только совместно с руководителем каждого из взаимосвязанных отделов.

Правило второе. Добивайте дыры в регламентах одноразовыми приказами. Когда нужно писать регламент, а когда можно ограничиться устным объяснением задачи? Дыры, возникающие при работе с регламентом, нужно закрывать уже по ходу выполнения сотрудником задач. Возникла заминка на каком-то моменте? Если это впервые, то объясните сотруднику все устно. Если заминка на том же месте вторично — издайте приказ, допинструкцию. При этом необязательно делать регламент безразмерным. Вряд ли тогда малосообразительный сотрудник осилит его изучение. Лучше в проблемном месте делать ссылку на отдельный документ.

Правило третье. Создайте незыблемые принципы компании. В каждой компании должны быть свои правила жизни. Есть три уровня правил: первое — принципы компании, которые нельзя нарушать, второе — жесткие правила, которые можно нарушать только при форс-мажорных обстоятельствах, третье — руководящие указания, которые можно нарушать, но они позволяют делать правильные вещи. Приведем примеры. Принцип: независимо от того, прав клиент или не прав, говорить с ним вежливо. Жесткое правило — улыбка ничего не стоит, но очень многое дает. Рекомендация — говорите не «Как вас зовут?», а «Как к вам обращаться?», но это не непреложное правило, если его нарушить, ничего смертельного не произойдет.

Правило четвертое. Не используйте сложной системы мотивации. На туповатых сотрудников в большей степени действует нематериальная и игровая мотивация. Потому что они привыкли мыслить эмоциями и ощущениями. При этом материальную часть мотивации должно быть легко посчитать. Если вы будете использовать пятиуровневый KPI, то сотрудник вряд ли согласится ломать над ним голову. И вряд ли поймет, почему ему снизили зарплату, почему так делать не нужно. Если у вас все же есть система KPI, то представьте каждый из ее элементов наглядно — возможно, в виде картинок.

И зайца можно научить играть на барабане

Мозг человека весит всего 1,5 кг, зато съедает 20-25% всей потребляемой с пищей энергии, включать мозг и думать крайне «дорого» для человека. Поэтому если вы возьмете на работу сотрудника, который будет как можно меньше думать, но действовать в рамках строго заданной схемы, то и платить ему вам придется меньше. Поэтому не бойтесь тупых сотрудников, а заставьте их работать на благо вашей компании с помощью системного подхода к управлению персоналом. В общем, стройте системы — и результат гарантирован!

Комментарии:

Page61-001.jpgСтанислав Слаутинский, гендиректор оптической группы «Точка зрения»

«Я раньше говорил, что выживут умные и красивые, теперь только умные: красота мир уже давно не спасает — В материале затронута актуальная тема, так как такое явление я в работе тоже замечаю. Что касается рекомендаций, я бы сказал, они отмечают наиболее частые ошибки руководителей в работе с коллективом, то, что кажется неважным на первый взгляд, а в итоге играет системообразующую роль. Неважно, больше или меньше стало людей с недостаточным уровнем интеллекта, важно, чтобы системы отбора были настроены на нужную волну. В своей компании селекционный ценз устанавливаю сам на этапе входа. В компании нет средних должностей, каждый сотрудник должен ощущать свою ценность, мозги и смекалка везде нужны, и пусть мой бизнес делают в основном специалисты-медики, но тот же офис-менеджер не может не соответствовать уровню докторов, так как он работает с тем же материалом и клиентами, просто на своем уровне. Какими бы ни были сотрудники, компания себя может спасти только корпоративной культурой, идеология первична. Под культурой я в первую очередь подразумеваю систему знаний. При хорошей системе замена любого сотрудника будет для вас несложным процессом, вам не придется метаться в панике, а любой новичок легко станет частью команды. В идеале именно такие компании выживут. А магазин «Рита» завтра закроется».

Page62-000.jpgСергей Фесенко, основатель компании Matrix Office (Москва)

В командной работе не всем нужен интеллект

«Рекомендации статьи, конечно полезны, но пригодятся скорее начинающим руководителям, ведь у старожилов бизнеса за годы работы выработались свои методы управления и отбора. К сожалению, сейчас очень немногие компании тратят достаточно времени на подбор сотрудников, из-за этого те вынуждены выполнять неподходящие им функции и кажется, что все кругом тупые. Важно, чтобы каждый соискатель оказался на своем месте. Во многих компаниях нет специально обученного директора по персоналу, хорошо натасканного на процесс отбора, который пройдет с новичком весь путь от заполнения анкеты до прихода в команду. Подбором в основном занимается руководитель, а это не всегда хорошо: во-первых, недостаток времени, во-вторых, он не всегда беспристрастен. Важно помнить, что в команде первичен не интеллект, а психотип. Грамотно собранный коллектив должен иметь вожаков, исполнителей и козлов отпущения, если кругом одни звезды — толку будет мало. И мозги нужны далеко не всем ролям, кому-то достаточно быть дисциплинированным и обязательным».

Page61-000.jpg




Автор: Александр Ерохин, владелец и генеральный директор компании «КурсКонсалтинг», бизнес-тренер, бизнес-консультант. www.myseller.ru


Комментарии