24 Сентября 2015 года, 12:35

24.09.15 De Facto — Публичная позиция руководителя системообразующей банковской организации Воронежской области — это всегда предмет особого интереса. Председатель Центрально-Черноземного банка (ЦЧБ) ПАО «Сбербанк» Владимир Салмин впервые встретился с представителями ведущих СМИ Черноземья. Что полезного могут узнать из встречи клиенты банка? Представляем версию DF.

С каким результатом банк пришел к сегодняшнему дню?

Салмин озвучил основные результаты, с которыми банк завершил 8 месяцев 2015 года. Вот некоторые из них:

  • доля кредитования физлиц в Центральном Черноземье достигла 41% рынка. С начала года выдано 141,3 тыс. кредитов на сумму 31,5 млрд рублей;

  • доля кредитования корпоративных клиентов — 41,5% (140 млрд рублей кредитных ресурсов);

  • на рынке привлечения денежных средств от бизнеса доля ЦЧБ возросла до 49,2%, от физлиц — до 62,7%;

  • выборка емкости рынка по зарплатным картам составила более 65 %. 

Как банк оценивает текущую ситуацию в экономике?

«Не хочу называть текущую ситуацию кризисом. Предпочитаю определение «турбулентность». Конечно, какието изменения в работу она вносит. Вместе с тем это мотивирует нас искать новые возможности, иные способы решения задач. В бизнесе многое оценивается результатом, и по показателям первого полугодия можно утверждать: происходящее в экономике даже помогло нам достичь определенного роста», — считает Владимир Салмин.

О чем в этом случае говорят цифры? Основной показатель банка — прибыль до налогообложения — вырос в 2,7 раза, составив 23 млрд рублей. По чистой прибыли ЦЧБ вышел на вторую позицию в системе Сбербанка, достигнув показателя 1,6 млн рублей на сотрудника, тогда как средний показатель по системе — 1,3 млн рублей. При этом работающие активы на одного работника с начала года выросли на 2,1% до 35,8 млн рублей, рентабельность активов — на 3,7%, до 7,4%. 

«Работаем и над оптимизацией расходной части, — продолжает банкир. — Структурный показатель cost/ income, отношение расходов к доходам, у нас уменьшился на 12,6% по сравнению с предыдущим годом, составляя на сегодняшний момент 26,7%. Это свидетельствует о том, что мы достаточно взвешенно расходуем ресурсы».

Как будет меняться сервис банка в работе с бизнесом?

«Мы запустили услугу e-invoicing — значимый для бизнеса сервис документооборота. Таким образом мы помогаем компаниям уйти от бумажной волокиты. Тренд на повышение удобства от пользования услугами прослеживается и в других направлениях. Так, реализована возможность открытия расчетного счета через интернет. Уже через 15 минут на него можно зачислять средства», — рассказывает Владимир Салмин.

Что будет с кредитованием?

«На сегодняшний момент искусственных ограничений по кредитованию частных клиентов нет, — считает Салмин. — Правда, есть настроения потребителей, которые держат в уме ситуацию конца прошлого года и, может, гдето опасаются брать на себя новые кредитные обязательства. Да, рынок штормило. Да, некоторые игроки испытывали серьезные проблемы с ликвидностью. Да, шел отток и валюты, и рубля.

Но и в тот момент Сбербанк был одним из немногих, кто не прекращал кредитование. Приходилось ужесточать требования к заемщикам, чтобы получить гарантию возвратности средств. Но по тем клиентам, по которым были приняты решения, — не только по физлицам, но и по инвестпроектам, — финансирование не прекращалось. Буквально недавно открылось уникальное предприятие по производству лизина в Белгородской области.

Сейчас перед нами стоит новая задача: показать потребителям, что проблем нет. А есть возможности. Так, в жилищном строительстве сложилась ситуация, которой не было давно, — приемлемая ставка по ипотеке с господдержкой: от 11,4%, и это уже неплохо. Также еще в мае мы провели переговоры с рядом партнеров, и сегодня для клиентов Сбербанка почти у 90% застройщиков есть свои программы лояльности. Они дают возможность рассчитывать на дополнительную скидку в стоимости жилья от 3 до 10%».

Каким будет управление персоналом банка?

Владимир Салмин сразу подчеркнул, что не готов оценивать работу предыдущих председателей. Это корректная позиция, в которой видится больше вопросов к тому, как будет управлять персоналом именно он.

«Недавно был в отпуске, поехал перевозить семью с прежнего места жительства. Меня сотрудники спрашивают: «Как там? Коллектив лучше или хуже?» Но неверно так судить. Тут коллектив просто другой. Раньше я был сторонником административного управления. Сегодня я придерживаюсь другой позиции: каждый сотрудник банка должен понимать значимость своей работы — для себя, для клиента, для экономики. Поэтому все методы руководства коллективом будут исходить из задач по формированию высокой культуры обслуживания. Мы обязаны привить сотруднику желание быть лучшим. На сегодня, как мне кажется, прошел период адаптации коллектива к новому руководству. А мне, в свою очередь, удалось за это время почувствовать, чем дышит коллектив. Результаты работы за прошедшие полгода оцениваю положительно. Думаю, к концу этого года задачи, которые ставим, будут решены. В апреле в ЦЧБ была разработана стратегия развития территориального банка до 2018 года, мы уже по ней трудимся», — пояснил Салмин.

Кстати, сейчас по производительности персонала ЦЧБ занимает 2-е место среди всех территориальных банков Сбербанка. А по общебанковским показателям эффективности ЦЧБ в этой системе на 1-м месте.

Page18-000.jpgКак будет развиваться банк в непрофильных направлениях?

В новом учебном году в Каменке Воронежской области начала работу школа, обеспеченная сервисом от Сбербанка «Ладошки». Проект основан на биометрической технологии оплаты питания по ладони. Для этого школьнику необходимо ввести сумму и просто поднести ладонь к сенсору. Он считает индивидуальный рисунок капилляров ладони, а специальная оптическая система, интегрированная в сенсор, распознает плательщика, после этого сумма автоматически спишется с его счета.

«Социальная ответственность банка не воспринимается нами как нагрузка, это еще один ресурс для развития. Завтра дети, которые учатся в современных школах, пойдут на работу. Ктото станет нашим клиентом, а кто-то придет в наш банк, и это будет сотрудник с серьезной подготовкой», — говорит Владимир Салмин.

Завершая эту тему, Владимир Викторович позволил себе шутку. Банкир рассказал, как отражаются итоги обучения детей сотрудников компании в «школе финансиста». Это дополнительное образование, которое получают дети вне школы. Там им дают навыки бюджетирования, управления личными сбережениями и пр.

«Что бы вы думали, сотрудники жалуются! Дети начали делать родителям замечания по расходованию семейных средств: научились видеть ошибки», — смеется Владимир Салмин.

Как воспринял назначение в Воронеж?

«Уважаю наше корпоративное правило: раз в пять лет должна происходить рокировка в управлении. Те, кто не согласен с таким подходом, не могут работать в системе банка. Поэтому к переезду в Воронеж был готов, ностальгии не испытываю. К тому же мне тут достаточно комфортно — и в быту, и на работе. Коллектив принял меня позитивно, сотрудники поддерживают. Еще у меня появился дополнительный мотиватор: ЦЧБ — довольно большой по объему бизнеса, численности работников банк. Он в 1,5 раза больше организации, которой я руководил прежде. Там была одна треть России, а здесь — 18 тысяч сотрудников. Когда я пришел в ЦЧБ, был удивлен! Объемы финансирования проектов несопоставимы с теми, что мы позволяли себе в Сибири. Там мы взвешенно подходили к кредитованию из-за наличия объективных рисков. В Черноземье же поистине государственный подход и размах. На долю 6 областей региона приходится свыше 40% свинины и 25% птицы, производимой во всей стране. В одной только Воронежской области производится выше 10% КРС России. Это как раз к актуальной теме импортозамещения. И в этих проектах везде присутствует Сбербанк. Практически в каждом регионе есть знаковые инвестпроекты, и они эффективны: «ЭкоНива», «Агро-Белогорье», «Приосколье» и многие другие. Кредитный портфель по сельскому хозяйству у нас превышает 200 миллиардов рублей. Цифры говорят сами за себя», — резюмирует Салмин.