9 Сентября 2015 года, 11:30

09.09.15. De Facto — Как считает генеральный директор компании RusHOLTS (управление нетопливными проектами в сетях АЗС) Александр Кузьмин, увеличение доли присутствия «Лукойла» и других вертикально интегрированных нефтяных компаний, оздоровит рынок АЗС в регионе.

Комментируя вопрос DF о том, как будет развиваться экспансия «Лукойла» на воронежском рынке АЗС и что ее способно ограничить, Александр Кузьмин отмечает, что доля присутствия на рынке региона крупной федеральной нефтяной компании может быть ограничена только наличием объемов топлива, которые она должна поставлять на свои заправки и оптовым потребителям.

«Сеть АЗС для крупных ВИНКов — это своеобразная «маркетинговая опция», «наружная реклама», которая при правильной ее организации, способна приносить существенный доход. Реальный вес нефтяной компании на рынке определяется ее долей оптового рынка топлива в том или ином регионе. Сеть АЗС — верхушка «айсберга» ВИНК. В каждом конкретном городе, регионе кроме розничной торговли топливом, необходимо снабжать котельные, пассажирские и грузовые автотранспортные предприятия. Местная администрация тесно контактирует с нефтяной компанией на самых разных уровнях. Покупка одного участка земли в конкретном районе города по завышенной стоимости может быть продиктована желанием НК «Лукойл» иметь АЗС именно в этом месте. Обычно в таких случаях, крупные нефтяные компании не скупятся и приобретают участки по цене, значительно превышающей среднюю по рынку. Те средства, которые «Лукойл» тратит на покупку участков для своих АЗС в Воронежской области, незначительны для бизнеса такого нефтяного гиганта», — рассуждает эксперт.

Гендиректор RusHOLTS считает, что увеличение удельного веса крупных федеральных игроков на региональном рынке положительно скажется на качестве топлива и сервиса в этом сегменте. В качестве аргумента он приводит результаты массовых прокурорских проверок АЗС в России.

«Прокуратура в Воронеже нашла 250 нарушений. Это много, но нарушители — небольшие местные фирмы. ВИНКи, стремительно увеличивая долю своего присутствия на российском рынке, в том числе за счет поглощения этих самых «независимых» игроков, решают государственную задачу оздоровления одной из важнейших отраслей отечественной экономики. Причем решают, на мой взгляд, весьма успешно», — отмечает эксперт.

Однако, по данным интернет-портала Benzin-prise.ru «Лукойл» пока находится лишь на 4-м месте по числу АЗС в Воронежской области (27 заправок), уступая не только крупнейшей государственной нефтяной компании «Роснефть» (81 заправка), но и крупным региональным игрокам, таким как ВТК (32 заправки) и «Калина-Ойл» (30 заправок). В других регионах Черноземья «Лукойл» также занимает 3-4 места по числу АЗС.

Между тем, крупнейшая российская частная нефтяная компания последние годы заявляет о намерениях осуществить масштабную экспансию в регионы Черноземья. О планах расширить сеть заправок в регионе сообщал весной этого года, во время своего визита в Воронеж и президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Источники DF сообщали о приобретении «Лукойлом» участка под АЗС возле воронежского авторынка по цене значительно выше рыночной.  


Комментарии