31 Августа 2015 года, 17:22

31.08.15. De Facto — Психолог Валентина Тенькова рассказала DF, какие профессиональные ориентации у воронежских школьников и выпускников сегодня.

Как пишет «Огонек», ценности подростков «существенно изменились за 15 лет». Об этом изданию рассказал завкафедрой психологии образования и педагогики МГУ Андрей Подольский, назвав результаты исследования, изучавшего ценности российских подростков и юношей 14-19 лет.

«Подростки хотят много зарабатывать, хорошо жить, получать удовольствия, готовы учиться и после школы, понимают необходимость хороших знаний для получения престижной работы, но очень слабо ориентируются в вопросах, как этого достичь и не соизмеряют свои желания со своими возможностями», — отметил Подольский.

В то же время отмечается, что аналогичное исследование 2000 года продемонстрировало другие ценности: тогда на первом месте у подростков стояли «богатство и желание власти над людьми».

Психолог Валентина Тенькова согласна с результатами исследования, отмечая, что то, что происходит с подростками, юношами сейчас — «отражение того, что происходит в обществе».

«Я работаю в университете, и наблюдаю — действительно, многие юноши стали понимать необходимость того, что нужно учиться, если хочешь чего-то достичь.  Этому способствовала нынешняя тенденция — востребованность людей профессионально грамотных. А что касается ориентации подростков начала 2000-х, это отголоски 90-х, бандитизма».

Исследование также говорит о том, что сейчас подростки крайне слабо ориентируются в мире профессий, из-за чего «испытывают серьезные проблемы с профессиональным самоопределением».

«С этим действительно можно согласиться, — комментирует Валентина Тенькова. — Школьники, выпускники сейчас хуже знают о конкретных профессиях, чем даже 10 лет назад. Думаю, дело в том, что тогда были лучше развиты центры занятости. Туда мог прийти школьник, студент, познакомиться, узнать, какие есть профессии вообще. Пройти тестирование и диагностику своих возможностей, посмотреть, к чему у него способности и предрасположенность. Сейчас эти центры не работают так активно, они серьезно сократились. Откуда детям знать? Непонятно».

Что касается вопроса о том, на какие профессии воронежские школьники стараются ориентироваться, психолог считает, что будущие специалисты отдают предпочтение техническому направлению.

«У нас в стране в принципе сейчас много говорится о производстве и развитии технологий. У меня ребенок закончил 11 класс, и я наблюдаю, что много умных детей, его ровесников, собираются в Политехнический институт. Во-первых, они видят востребованность технических специалистов. И переизбыток творческих кадров. И смотрят более трезво, плюс, их стараются ориентировать на это родители. Они хотят иметь конкретные навыки, которые будут востребованы, что-то делать, создавать. Если говорить о Воронеже, то сейчас у нас развивается самолетостроение, оборонка. Они ориентируют себя на развитие этих направлений».


Комментарии