26 Августа 2015 года, 10:34

26.08.15. De Facto — Читатели De Facto обрушились с критикой на организацию дорожного движения возле пунктов взимания платы на трассе М4 «Дон» на пути в Москву. Сразу несколько человек сообщили редакции, что на прошлых выходных были вынуждены потратить 1-2 часа в пробке, чтобы подъехать к кассе.

Так, один из читателей отметил гигантский затор перед платным участком на въезде в Липецкую область, если следовать из Воронежа в Москву. DF попросил прокомментировать причины ситуации и способы ее решения директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина.

В случае сохранения существующей в России технологии оплаты за проезд проблема пробок не может быть решена полностью, отметил эксперт.

«В рамках так называемой турникетной технологии эту проблему не решить. Она существует везде. В том числе и за рубежом. В США она появилась на платных дорогах еще в начале 50-х годов, в Европе — на рубеже 70-х и 80-х. Но на современных платных дорогах там пользуются бесконтактным съемом информации. Водитель проезжает и понимает, что с его счета деньги списываются автоматически», — рассказывает Михаил Блинкин.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ отмечает, что предпринимаемые сейчас попытки сочетания оплаты наличными деньгами и электронными устройствами, позволяют лишь несколько сгладить проблему заторов, но не решить ее полностью.

«Есть два пути решения проблемы. Один — значительное расширение дороги и обустройство дополнительных пунктов взимания платы. Но это очень дорого и не очень эффективно, инвесторы не пойдут на такой шаг. Другой путь — переход на бесконтактные технологии. Но он упирается в вопрос платежной дисциплины наших граждан. Паллиативный вариант, когда наряду с оплатой наличными применяют транспондеры или смарт-карты, не обеспечивает полного решения проблемы. Идеальный вариант — когда нет вообще никаких ворот, и водителю не нужно останавливаться. Но только турникеты пока обеспечивают 100%-ную собираемость платежей. А с бесконтактной оплатой проезда может сложиться такая же ситуация, как с оплатой штрафов за превышение скорости. Но штрафы собираются в госказну, а тут мы имеем дело с частным инвестором, и это его деньги, которые он вложил в строительство. Ввести повсеместно бесконтактную оплату за проезд можно хоть завтра, технологии это позволяют. Но проблема лежит не в технической плоскости, а в институциональной», — объясняет эксперт.

Отметим, что на данный момент на М4 «Дон» не удалось эффективно наладить оплату даже с помощью транспондеров. Как говорят автомобилисты, достаточно проблематично найти пункты их продажи «Автодором» в Воронежской области.

Напомним, что платные участки, как правило, сдаются в концессию. Поиском концессионеров и инвесторов занимается «Автодор», который управлял работами по строительству дорог. Иными словами госструктура фактически самоустранилась от решения вопроса, указывая, что ее решением должен заниматься частный инвестор. В самом «Автодоре» на запрос DF отвечать отказались.

Как сообщил Блинкин, сейчас проблема заторов на платных участках «активно обсуждается всеми заинтересованными сторонами». В сентябре в Санкт-Петербурге пройдет конференция по применению современных информационных технологий на платных дорогах. На взгляд директора Института экономики транспорта и транспортной политики, в наибольшей степени решение проблемы будет зависеть от инвесторов, эксплуатирующих участки в рамках концессионных соглашений.

«У частных инвесторов в концессионном соглашении все рассчитано: трафик, тариф, доход. Им нужно 20 лет платить проценты по кредитам. Их технологи прекрасно знают о современных методах взимания платы, но не спешат их внедрять. Компании не хотят рисковать. Любой частный партнер считает собственные деньги. Его волнует, что будет с собираемостью? За рубежом смогли обеспечить полную собираемость, у нас пока нет», — резюмирует эксперт.


Комментарии