17 Июня 2015 года, 13:35

17.06.15. De Facto — «Как-то я работал с одной семьей, в которой очень успешный отец и крайне занятая мама — то пилинг, то шопинг, то еще что-то. Когда я спросил у ребенка: «Кого ты больше всех любишь в семье?», девочка, не задумываясь, ответила: «Водителя», — делится случаем из практики коуч и бизнес-тренер Всеволод Зеленин. — По сути, чужой вроде бы человек стал для ребенка самым близким. А ведь такая ситуация сложилась потому, что вместе с водителем малышка проводит больше всего времени, он с ней разговаривает, интересуется ее делами. Поэтому давайте разберемся, как не допустить такого в семье, найти баланс между работой и общением со своим чадом».

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за июнь 2015 года.

Бесценный родитель

Современные дети, рожденные в эпоху миллениума, отличаются от поколения своих родителей, от нас с вами. Они стали активней развиваться. Мы, взрослые, последовательно воспринимаем информацию. И мы ищем подтверждения наших взглядов во внешнем мире. Современный ребенок же мыслит системно, для него нет одного источника информации, он воспринимает все и сразу.

В то же время, несмотря на всю свою прогрессивность, современный ребенок нуждается в родителях гораздо больше, нежели мы с вами в свое время. Проблема даже не в том, что сейчас мамы и папы больше работают. Отнюдь. Иногда мама вообще домашним хозяйством занимается, а ребенок приходит на консультацию и жалуется, что ему не хватает мамы. Это связано с тем, что современные дети не ищут авторитетного мнения во внешнем мире. Авторитет живет внутри них. Но в силу того, что своего жизненного опыта еще недостаточно, в детстве этот авторитет полностью заменяет образ родителя. Поэтому сегодня особенно важно уделять как можно больше внимания своему ребенку. Как это сделать в условиях постоянного дефицита времени у родителя, занимающего руководящую должность?

Индивидуальный подход

В этом материале мы рассмотрим коучинг-подход к этому немаловажному для каждого родителя вопросу. В чем его отличие от стандартного? Коучинг не дает пошаговых решений и шаблонов, которым нужно четко следовать. Он предлагает систему, в рамках которой человек уже сам находит индивидуальное решение для себя. Наши рекомендации дадут вам общие координаты, в рамках которых вы будете намечать то, что важно конкретно для вашего ребенка и для вас.

Рекомендация 1. Использовать таймменеджмент и четкие правила игры не только в рабочей, но и в личной жизни

Умение правильно распорядиться своим временем пригодится и в семейных отношениях. Удачный таймменеджмент родителя — это когда он назначает гарантированное время ребенку, которое он никогда не займет рабочими встречами и переговорами. Например, воскресенье — день семьи, поэтому в этот день мы никогда не назначаем встреч. Если звонят, говорим: «Извините, у меня встреча с моим ребенком». Либо не проводить никаких рабочих встреч после 9 вечера и это время посвящать детям. Ребенок должен быть уверен, что обещанное папа/мама обязательно выполнит. Пусть это будет всего 1 час перед сном, но он точно будет всегда и несмотря ни на что. Тогда возникает взаимное уважение, доверие и понимание.

Важны заранее заданные четкие правила игры, когда чадо понимает, что манипулировать родителем не выйдет. Пример из жизни: семилетняя дочь одного шведского психолога, коуча, настойчиво канючила: «Хочу мороженого, хочу мороженого, хочу мороженого». В какой-то момент женщина остановилась и спокойно говорит: «Марта, сколько раз бы ты ни попросила мороженого и как бы ни попросила, сегодня я тебе его не куплю».

Вот так эксперимент ребенка, во время которого он пробует разными способами получить желаемое («А если я так попрошу, а если я еще заною?»), не увенчался успехом. То же самое с распределением времени. Составьте расписание: в будний день я могу провести с тобой вот столько времени, и, как ты ни попросишь, увы, больше не получится. Но будьте честными и вы: не выбивайтесь из расписания ради других дел.

Рекомендация 2. Найти баланс мотивации и дисциплины

Вам необходимо для себя определить, какое место в вашей жизни занимает семья. Затем следует запланировать то количество времени, которое вы готовы вкладывать в нее.

Не должно быть так, что вы в этой семье только черпаете и отдыхаете, приходите только тогда, когда есть на это желание. Нельзя только брать. Если вы хотите, чтобы семья была не на последнем месте в вашей жизни, научитесь вкладываться в нее.

Успешный бизнесмен понимает, что если он будет делать что-то только в охотку, то никакого бизнеса он не построит. То есть у него должна быть дисциплина. То же самое нужно в отношении семьи — быть дисциплинированным. Именно так мы учим детей своим примером.

Рекомендация 3. Посвящать все «мусорное» время ребенку

У бизнесменов бывает немало так называемого мусорного времени, когда, например, ждешь партнера по переговорам. Можно приучить себя все это время, которое действительно выпадает, уделять ребенку, семье. Хотя бы просто позвонить и сказать: «Привет, сына или доча. Как у тебя дела? Сейчас можешь говорить? У меня появилась минутка». Даже если вы не совпали по времени и с той стороны не оказалось свободной минутки сейчас, ребенок непременно оценит то, что вы о нем помните.

Рекомендация 4. Время, уделяемое чаду, должно быть запоминающимся, наполненным смыслом и эмоциями

Возможно, вы не можете уделить много времени семье. Это не самое страшное. Главное, что ваше совместное время проходит интенсивно. Тогда ребенок будет понимать, что папа или мама с ним не так долго, как хотелось бы, но зато, когда они есть, происходит что-то интересное, яркое и запоминающееся.

Ребенок ждет, что родители подарят ему эмоции и разделят их вместе с ним. Когда у вас есть 15 минут на общение с ребенком, это время должно пройти на высоких эмоциях: интерес, удивление, радость. Это те эмоции, которые нужны ребенку. Родителю нужно их проявлять. Например, ребенок что-то рассказал: «Мне сказали, что я лучше всех ответил». Обязательно искренне расспросите: «Как это тебе удалось?» В первую очередь эмоции мы передаем, когда смотрим друг на друга, поэтому не забывайте о визуальном контакте с ребенком.

И помните о том, что это короткое время вы должны провести прежде всего так, чтобы оно понравилось ребенку. В фильме «Трасса 60» главному герою Нилу отец дарит на день рождения красный автомобиль BMW. Но ведь это было желание его отца. А Нил хотел получить краски и стать художником, а красный цвет ненавидел. Поэтому очень важно, чтобы вы давали ребенку именно то счастье и тот смысл, к которому он стремится.

Рекомендация 5. Давать ребенку что-то взамен, если вы не смогли провести время с ним

Дети очень ценят общение с вами. Поэтому им интересно знать, что происходит в вашей жизни, когда их нет рядом. Так, вы, придя с работы или вернувшись из командировки, можете сказать своему ребенку: «А я тебе расскажу, что у меня было сегодня, какой договор я подписал, с какими партнерами я заключил сделку». Помните, они на этом обучаются. Аналогично следует поступить и в том случае, если вдруг возникает срочная необходимость перенести ваше совместное времяпровождение. Тогда нужно сообщить ребенку: «Я тебя люблю, у меня есть важная встреча. Потом расскажу тебе о результатах прямым звонком».

Конечно, если у вас выдастся возможность пригласить сына или дочь отправиться куда-то вместе с вами по рабочим делам, они будут счастливы. Часто дети нас спрашивают: «Ну расскажи историю какого-нибудь клиента». Естественно, мы не называем фамилий и имен компании, но тем не менее рассказываем реальную историю. Таким образом, ребенок может узнавать новую для себя информацию во время общения с вами.

Не столь важно, сколько именно времени ежедневно вам удается проводить со своим ребенком — 15 минут или 2 часа. Главное — все время показывать ему, что вы его очень любите и цените. В эти моменты вы на самом деле являетесь его родителем не только физически, но и интеллектуально и духовно. Вы поддерживаете ту связь, важнее которой ничего нет.

Справка

Наталия Шестакова — профессиональный коуч International Coaches Union, бизнес-тренер, мастер эннеаграммы1, семейный психолог и врач.

Всеволод Зеленин — кандидат психологических наук, доцент, практический психолог, один из ведущих коучей и тренеров НЛП Украины, России и СНГ. Имеет опыт коучинга, тренерской и консультативной работы в США, Канаде, Израиле, а также странах Азии и Западной Европы с 1996 года.

Оба тренера представили свои программы на V межрегиональном фестивале личностного и профессионального развития «Колесо гармонии». Ежегодный фестиваль ставит своей целью формирование гармоничной среды для развития лидерства.

1. Модель, описывающая устройство человеческой личности.

Авторы: Всеволод Зеленин — тренер коучей, Наталия Шестакова — коуч.

Комментарии