7 Мая 2015 года, 15:07

07.05.15. De Facto — Директор лицея № 7, председатель совета директоров школ по Центральному району Олег Япрынцев рассказал DF, насколько навыки, востребованные у современных работодателей, находят отражение в современном образовательном процессе.

Согласно исследованию компании The Boston Consulting Group (BCG) по навыкам, таким как креативность, критическое мышление, командная работа, российские школьники находятся в середине. Например, по критическому мышлению мы занимаем 25 место из 43, креативности — 30 из 64, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на данные BCG. При этом по некоторым показателям мы даже отстаем от азиатских стран.

«Вопрос по критериям — откуда уши растут? Часто подобные рейтинги делаются под конкретную проблему и не отражают общей тенденции. Но даже если отталкиваться от этих данных, не думаю, что на региональном уровне у нас какая-то серьезная недостаточность обозначенных навыков. Вообще, что значит креативность? Умение ребенка нестандартно мыслить? Мы пытаемся этому учить. В том же ЕГЭ в части гуманитарных предметов есть так называемое эссе. Хочешь, не хочешь, будешь мыслить, потому что должен доказать свою точку зрения», — рассуждает Олег Япрынцев.

Также, считает директор, сейчас Федеральный государственный образовательный стандарт учит ребенка не только получать знания, но и активно применять их на практике.

«Стандарты в начальной школе менялись 4 года назад, в средней — год назад. Думаю, государство пытается делать образование своевременным, развивать мышление. Кроме стандартных формулировок прожитых лет «знания, умения, навыки», в программу добавился еще «поиск решений». Допустим, на каждую задачу есть вариант решения. Но можно ставить вопрос таким образом, чтобы школьник пытался решить ее несколькими способами. Такой подход делается с тем расчетом, чтобы ребенок проанализировал их и сделал определенные выводы, которые не обязательно должны совпадать с выводами одноклассников или учителя», — объясняет директор.

Но есть и небольшой перекос. В образовательном процессе многое, считает Олег Япрынцев, зависит еще от того, какие задачи ставит государство. На многое влияют также и способности конкретного школьника.

«Вот как быть с пожеланием нашего президента и премьер-министра о формировании потенциального рабочего класса, подготовке молодых людей к рабочим профессиям, а не к тем, которые предполагают «креативное мышление»? Да и вообще, одаренности у нас как минимум 8 видов, это и не значит, что у одного ребенка будет все 8. Кто-то одарен руками, кто-то головой, у кого-то, как говорится, «язык хорошо подвешен».

В целом, считает Олег Япрынцев, школа должна дать ребенку в первую очередь базовые знания. Школа является одним из «углов печки», который формирует ребенка. Другой — это семья. Третий, то, что хочет от нынешнего поколения государство, та идеология, которая заложена в основу всей образовательной политики. Классический подход в образовании, считает директор, менять сейчас не имеет смысла — «от перемены мест слагаемых смысл не меняется». 


Комментарии