7 Апреля 2015 года, 17:29

07.04.15. De Facto — По данным центра стратегических исследований (ЦСИ) Росгосстраха, в марте количество жителей Воронежа, удовлетворенных экономическими аспектами своей жизни, увеличилось.

Доля сотрудников, уверенных в завтрашнем дне своего предприятия, в Воронеже за последний месяц повысилась с 64% до 68%. Однако это по-прежнему один из наименьших показателей среди российских городов. В целом же по стране доля таких сотрудников выросла еще больше: с 67% до 75%.

Доля тех, кто уверен в своем завтрашнем дне, в нашем городе увеличилась на 1%, и составила 57%. В целом же по России число уверенных в своем личном будущем возросло с 59% до 64%.

Зато полностью или в основном довольны жизнью теперь три четверти воронежцев (75%). А месяц назад таковых было 72%. В среднем по России число довольных жизнью возросло с 74% до 78%.

Отметим, что сразу на 2% увеличилась и доля жителей Воронежа, считающих, что способны приобрести новый автомобиль (с 10% до 12%). В то же время в среднем по стране самооценка уровня своих доходов населением в марте снизилась, и теперь считают себя способными приобрести новый автомобиль лишь 11% населения (в феврале — 12%). Относят себя к безработным по-прежнему 4% воронежцев.

В ЦСИ Росгосстраха связывают улучшение экономических настроений населения с адаптацией к новым экономическим реалиям, «заморозкой» конфликта на Украине и стабилизацией цен на нефть. Аналитики считают, что с некоторой отсрочкой подъем экономических настроений будет способствовать стабилизации социально-экономического положения в стране.

Руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов в беседе с DF отмечает, что изменения экономических настроений граждан обычно имеют волнообразный характер и вполне естественны после испытанного населением в конце прошлого года экономического шока.

«Обесценивание рубля создало атмосферу неуверенности. Усугубляли ситуацию прогнозы экономистов и политологов, что эти процессы будут носить обвальный характер. Но этого не произошло. И люди уже отсутствие ухудшения воспринимают как плюс. У них сложилось ощущение, что самое тяжелое время уже прошло», — констатирует социолог.

Тем не менее, руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ считает, что население во многом заблуждается, а оптимизм во многом поддерживается искусственно.

По оценкам социолога, после того, как на волне тревожных ожиданий люди сократили свой уровень потребления, и отказались от многих трат, в первую очередь необязательных, спрос во многих отраслях экономики неминуемо будет расти. Однако возвращение к прежним стандартам потребления будет длительным и медленным, поскольку рублевые сбережения людей сильно пострадали.

«Тот факт, что оценка населением своих доходов осталась на прежних позициях, говорит о том, что потребительского бума ждать не стоит, и рост экономических настроений не имеет под собой серьезных оснований. Однако он может сказаться на росте трат на досуг, развлечения, отдых. Модель отдыха в летний отпуск — это лакмусовая бумажка самочувствия среднего класса», — считает Леонтий Бызов.

Какие-либо прогнозы дальнейшего изменения экономических настроений граждан социолог давать не берется, поскольку по его словам «они очень тесно связаны с политикой, которая непредсказуема».


Комментарии