2 Апреля 2015 года, 12:02

2.04.15. De Facto — Директор регионального центра технического и художественного 3D моделирования и конструирования Илья Коржик радуется как ребенок: «Вы только посмотрите на экран!». На мониторе отображается роторный двигатель самолета: кажется, что любую его деталь можно увеличить и «потрогать глазами»: настолько качественно выполнена проекция. Увы, бумага не передает этих ощущений — просмотр фильмов в 3D-кинотеатре и близко не дает такого эффекта. А какой эффект на профессиональную ориентацию воронежских школьников дают подобные образовательные проекты?

Сбой программы

Современные образовательные системы в российских школах далеки от идеала, считают эксперты. По их мнению, в стране сформировался целый комплекс обучающих проектов по западному образцу и завязанных на информационные технологии. Вот только такие программы внедряются точечно и недостаточно. Со слов экспертов опишем наиболее важные проблемы школьного образования, которые относятся к недостаточному использованию IT.

Проблема 1. Отсутствие баланса между личным общением педагога с учеником и использованием технологичных решений. Как считает член комитета Воронежской облдумы по образованию и молодежной политике, президент ВГАСУ Игорь Суровцев, сегодня образовательный процесс часто подвергается перекосам: то информационные возможности совсем не используются, то, наоборот, — все сводится к тому, что образование «загоняется» в компьютеры. А дети при этом лишены возможности анализировать полученную информацию.

«Знаете, есть такая шутка: «Моя бабушка, когда в планшетнике перелистывает страницы, слюнит палец». Конечно, современный ребенок не должен «слюнить палец», он должен знать максимум новейших тенденций и современных технологий. Но он должен понимать, зачем ему нужна такая информация, как она пригодится в жизни. Я не верю, что все школы мира полностью перейдут только на электронные методы обучения, а технологии полностью обеспечат этот процесс. Но то, что у школьника должны быть соответствующие навыки, — это правильно», — поясняет Суровцев.

Проблема 2. Разные стартовые условия у школ в процессе внедрений технологий в образовательный процесс.

«Школы Воронежской области имеют разные возможности. Например, в гимназии имени Басова они на порядок выше, чем в какой-нибудь школе из райцентра. Горожане «богаче», селяне — «беднее». А все должны иметь равные шансы научить ребенка важному», — говорит Суровцев.

Проблема 3. Низкая квалификация педагогов в части использования технологий. Руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО Марк Агранович считает, что качество обучения школьников через новые технологии развивается плохо из-за неготовности педагогического состава.

«Информационные технологии на любом уровне безусловно дают очень серьезный результат. Их использование позволяет ускорить процесс образования, повысить его качество, сделать разнообразнее. Вместе с тем без очень серьезной подготовки педагогов это все будет абсолютно впустую. Мы анализировали ситуацию в одной из школ в Татарстане, где работают по программе «Один ученик — один компьютер». Часть учителей с самого начала не захотели работать с проектом, потому что не смогли освоить программы», — рассказывает Агранович.

Поговорим о вечном

Вместе с проблемами эксперты проанализировали и их причины. Почему новые технологии школьного образования внедряются недостаточно?

Причина первая. Отсутствие финансирования. Пожалуй, самая очевидная причина: несмотря на заявления властей о том, что социальные расходы (и образование как их часть) — приоритет в политике государства, денег на многие перспективные проекты откровенно нет. Не будем анализировать коррупционную составляющую, это не тема материала. Но признать, что средств на все и на всех не хватит, и проблема еще долго будет хронической, пожалуй, признать стоит.

«Финансирования не будет хватать никогда еще и по другой причине. Технологии постоянно меняются, появляются новые проекты. На них нужны деньги, а мотивация ответственных лиц такова: «Зачем давать, если завтра все поменяется?». Таким образом, финансирование не успевает за возможностями рынка образовательных проектов», — говорит Суровцев.

Причина вторая. Низкая мотивация педагогов. Трудно себе представить, что учителя, которые многие технологии видят впервые вместе со школьниками, будут готовы их изучать при невысокой оплате труда. Так, по данным аналитиков агентства деловой информации Top-RF.ru, средняя зарплата педагога в Воронежской области составляет 24,7 тыс. рублей. Понятно, что это лишь «средняя температура по больнице», и многие сотрудники школ, особенно молодые специалисты, получают в разы меньше.

Причина третья. Учителя перегружены «бумажной» работой. Серьезную часть рабочего времени педагогов занимает отчетность перед контролирующими органами, и от ее качества зависит их зарплата.

«Учителя бесконечно перебирают бумажки! И все это только множится — пришел новый чиновник, придумывает очередную форму отчета и внедряет. Чиновник свою задачу выполнил, а педагог — нет. Поговорите с любым учителем, он вам скажет: «Мне некогда заниматься с детьми!», — считает Игорь Суровцев.

Светлое пятно

Безусловно, система школьного образования должна меняться в зависимости от требований времени. Примечательно, что в нашем регионе подобные решения уже созданы и реализуются.

В марте учащиеся воронежского лицея №3 приобщились к культуре робототехники, посетив Региональный центр технического и художественного 3D моделирования и конструирования на базе Воронежского института инновационных систем (ВИИС). Школьники 6-7 классов смогли познакомиться с высокими технологиями, посмотрев обучающие фильмы по биологии в специальном зале визуализации, понаблюдав за моделированием на 3D-принтерах, собрав и обучив небольших роботов.

Интересно, что в создание проекта вложился крупный бизнес. Проект реализован в том числе и при поддержке Сбербанка. Общий объем инвестиций, по словам директора центра Ильи Коржика, составил 40 млн рублей, поддержка банка оценивается на уровне 35-37 млн. Высокую оценку проекту недавно дал лично президент компании Герман Греф.

«Наша основная задача — поднять уровень российской науки, сделать высокие технологии доступными для школьников, позволить им развиваться и, возможно, помочь определиться с будущей профессией. У нас можно получить навыки, которые пригодятся в предпринимательстве, производстве. Также мы снижаем издержки образовательного процесса, например, зал видеосвязи позволяет консультировать по обучающим программам в режиме онлайн порядка 50 школ региона, часть из них находится в районах, и это экономит время на дорогу в областной центр», — рассказал Илья Коржик.

Иными словами, проект призван не только развивать профессиональную ориентацию школьников, но и решить проблемы, о которых эксперты говорили выше. Хотя бы отчасти. Например, создать одинаковые условия для обучения для многих школ области или решить вопрос повышения компетенций педагогов в части освоения новых программ.

Некоторые результаты работы проекта уже оценены на федеральном уровне. Так, на прошедшем в феврале в столице форуме «Робофест» команды из нашей области заняли призовые места в двух номинациях. Это 2-е место в «Инженерных кадрах России», где команда школьников работала в условиях имитации производственной линии реального завода, и 1-е место в номинации, посвященной конструкторам. 

Безусловно, проект центра на базе ВИИС — это один из немногих примеров прорыва в российском школьном образовании. Вместе с тем, то, что у нас считается революцией, в развитых странах воспринимается как само собой разумеющееся. Поэтому остается надеяться, что такие решения станут нормой прежде всего в сознании тех, кто должен отвечать за их реализацию. Это изменение в отношении к детям наверняка увеличит количество и подтянет качество проектов школьного образования через современные технологии.

Ярослав Скирта, управляющий IT-директор ЦЧБ Сбербанка России

IT-технологии должны сократить разрыв между школой и производством

«Мир диктует не совсем то, что преподают в школах. И если образование не будет насыщено современными инновационными средствами обучения, этот разрыв будет нарастать. Даже у большинства первоклассников есть уже не просто телефоны, а смартфоны или планшеты. Школа не насыщенная новейшими техническими средствами не вызовет сегодня доверия у ребенка. Если он привык писать на планшете, а учитель не знает, что это такое, они не смогут найти общий язык.

Другой проблемой стало то, что школы готовят в основном гуманитариев, но не технических специалистов. Существует большой разрыв между производством и образованием. А предприятиям нужны специалисты. И такие проекты, как Центр технического и художественного 3D моделирования и конструирования должен помочь понять детям, что такие вещи как нанотехнологии, робототехника — это не что недоступное, находящееся за гранью их понимания, а вполне достижимое, что они сами способны что-то сделать. Например, напечатать на 3D принтере наглядные пособия для уроков физики или геометрии». 


Комментарии