6 Марта 2015 года, 10:10

06.03.15. De Facto — Условия входа на рынок розничной торговли сжиженным газом для заправки автотранспорта в ближайшее время могут быть значительно упрощены. В недрах правительства зреет решение об отмене обязательного лицензирования автомобильных газовых заправочных станций (АГЗС). Воронежское региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) намерено в связи с этим выступить с общественной инициативой. Свое видение решения проблемы изложил сопредседатель регионального отделения ОНФ, проректор Воронежского государственного университета Василий Попов.

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за март 2015 года.

Страхование здесь не панацея

— Был немало удивлен, когда прочел новость о том, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности предлагает исключить газовые автозаправочные станции из категории опасных производственных объектов и включить их в список объектов, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. И это на фоне того, что общественность и пресса уже неоднократно поднимали вопрос об ужесточении контроля над этой деятельностью, которая часто ведется абсолютно нелегально! После того как наш регион приобрел печальный опыт взрывов на АГЗС, нам предлагают уравнять ответственность владельца заправки и обычного автолюбителя, который оформляет договор ОСАГО. Получается, ответственность наступает уже постфактум, когда случилось самое худшее. А до этого никому и дела нет, насколько безопасен этот объект.

Боюсь, что в случае возникновения каких-либо ЧП найти и страховщика, и хозяина бочки будет достаточно сложно. Техногенные аварии, связанные с подобными объектами, расследуются долго, и установить виновных бывает очень тяжело. До половины этого рынка не упорядочено. В лучшем случае это какие-то ИП, в худшем — вообще непонятно кто. Мне не хочется думать о чьем-то злом умысле, я считаю, что эта новация предложена на популярном и справедливом мнении, что надо перестать кошмарить бизнес, особенно в нынешней экономической ситуации. Но давайте все-таки отделять мух от котлет! Надо понимать, АГЗС не булочная и даже не автосервис. Это технически сложная и опасная деятельность, которая должна жестко контролироваться государством. Надо четко отделять в законе те виды деятельности, на которые выдаются лицензии. Предложения освободить малый бизнес от всяких проверок на 2 или 3 года ни в коем случае не должны на них распространяться. Законодательство в отношении контроля над таким бизнесом должно меняться отнюдь не в сторону смягчения. Для того чтобы смягчать требования, надо сначала навести порядок.

Общество имеет право на защиту от непродуманных решений

— Общество должно иметь право защищать себя от опасных для него форм производства и бизнеса. Сомнительная инициатива, исходящая от правительства, должна пройти юридическую экспертизу с участием МЧС и других ведомств, которые смогут дать квалифицированный ответ, к каким рискам она ведет. Если законопроекту об исключении АГЗС из перечня опасных объектов будет дан ход, Воронежское региональное отделение ОНФ намерено выступить с инициативой о сохранении газовых заправок и подобных объектов в перечне подлежащих обязательному лицензированию с жестким регулированием.

У ОНФ есть достаточно богатый опыт противостояния опасным и незаконным явлениям в обществе и в бизнесе, ставящим под угрозу жизнь и здоровье граждан. Для контроля над подобными явлениями мы намерены использовать взаимодействие регионального отделения ОНФ с общественностью. В качестве примера того, что многое в наших силах, приведу опыт борьбы с продуктовыми фальсификатами. Эта тема была наиболее острой 2-3 года назад, когда выяснилось, что чуть ли не в половине сыров молочный жир заменен растительным. Но с введением новых тех условий и ГОСТов проблема в значительной степени разрешилась. Молоко было четко отделено от молокосодержащего продукта. У правоохранительных органов сейчас есть достаточная нормативная база, чтобы убрать с рынка наиболее грубые фальсификации, опасные для здоровья человека.

Нельзя ждать, когда рынок сам расставит всех по местам

— Топливный рынок один из самых труднорегулируемых. На бензиновом рынке еще 5-7 лет назад ситуация была похожей. Но после многочисленных жалоб на качество топлива государству удалось методами регулирования и контроля довести большинство АЗС до требуемого уровня. Если это получилось с рынком нефтепродуктов, то почему бы так же не навести порядок на газовом рынке? Конечно, тут не обошлось без участия крупных сетевых компаний, которые установили свои стандарты, осуществляли внутренний контроль качества топлива и других параметров. Потребитель понял, что, заправляясь на 20-30 копеек дешевле некачественным топливом, он может понести потом существенные потери. Недобросовестные игроки в такой ситуации не выдержали конкуренции и ушли с рынка.

vrezka.JPGНо в случае с АГЗС речь идет не только и не столько о качестве топлива, сколько об общественной опасности, которую они несут. И ждать несколько лет, пока рынок расставит все по своим местам, тут нельзя. Крупным федеральным компаниям, видимо, пока не очень интересен этот рынок. Я не берусь утверждать, что малому бизнесу вход на него противопоказан. Возможно, тут могут быть какие-то приемлемые подходы для него. Например, работа по франшизе, активно применяющаяся на рынке нефтепродуктов. Помимо государства контроль качества и соответствия безопасности объекта своим стандартам в таком случае осуществляет и сетевая компания.

Проконтролировать этот бизнес не так сложно, как кажется

— Механизм контроля общественности над ситуацией в этой сфере достаточно понятен. Это в первую очередь запросы в те органы, которые контролируют данную деятельность: прокуратуру, МВД, структуры исполнительной власти. Для того чтобы такую работу инициировать, нужны обращения граждан. Известно, что прокуратура не имеет права проводить внеплановые проверки без достаточной мотивации. Но если будут обращения граждан и перечень заправок, это и станет той самой мотивацией.

Контролирующие структуры сетуют на то, что законодательство оставляет лазейки для незаконного бизнеса. Можно перерегистрировать АГЗС на другого владельца, перенести на новое место. Но если удастся сделать борьбу с нелегальным бизнесом системной, всем этим ИП придется перерегистрироваться каждую неделю, через день выплачивать огромные штрафы. Если возникнут проблемы с арендой земли, с подсоединением к коммуникациям, в какой-то момент перед незаконным бизнесом станет выбор: сворачивать свою деятельность или добиваться получения лицензии, приводя свой бизнес в соответствие стандартам. А проверки должны проводиться внезапно и охватывать как можно большее количество объектов единовременно. Тогда можно надеяться, что незаконная деятельность владельцев бочек с пропан-бутановой смесью будет пресечена. Наказание за продажу топлива без лицензии должно быть неотвратимым. А должностному лицу, на которое возложена функция контроля, необходимо понимать, что результат его деятельности должен заключаться не в количестве выписанных протоколов, а в устранении нарушений.

Торговля топливом без лицензии — удар по имиджу региона

— Имидж Воронежской области в общем вполне благоприятен. Мы динамично развивающийся регион. Его лицом во многом является одна из лучших российских автодорог М4 «Дон», благодаря совместным усилиям она доводится до соответствия самым высоким стандартам. И на этом фоне сохранение подобного рода заправок оказывается каким-то жутким анахронизмом, пережитком прошлого.

Я не буду утверждать, что Воронежская область в этом плане уникальна. Но зачем нам равняться на худших? В соседних регионах такого явления, как нелегальные АГЗС, нет. Ситуация с АГЗС — типичный случай, когда у семи нянек дитя без глазу. А на самом деле все достаточно просто. Лицензирующий орган — Ростехнадзор. Он вполне обоснованно утверждает, что уполномочен проверять только лицензированные заправки. С другой стороны, действия без лицензии — это правонарушение, на которое должны реагировать правоохранительные органы, то есть МВД. Поэтому я предлагаю в качестве общественной инициативы сформировать перечень АГЗС, действующих на территории региона, и подать его в лицензирующую организацию. Там должен быть получен исчерпывающий ответ, какие из них действуют по лицензии, а какие нет.

И тогда уже можно идти в органы внутренних дел и, если надо, в прокуратуру для пресечения фактов нелегального бизнеса. Здесь должны действовать жесткие и четкие меры, которые будут гарантией предотвращения катастроф, жертв и разрушений.


Комментарии