4 Февраля 2015 года, 09:30

04.02.15. De Facto — Благодаря двум случаям взрывов на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС) нашего региона — в 2010 году в Эртиле и в 2012 году в Новой Усмани — всей стране стало известно, что открыть нелегальную заправку в Воронежской области легче, чем торговать пирожками на рынке. Казалось, случившегося достаточно, чтобы понять: регион сидит даже не на пороховой, а на более опасной, незаконной газовой бочке. Но у нас в области, похоже, ждут нового ЧП, как третьего звонка  театре.

Материал опубликован в номере журнала De Facto за январь-февраль 2015 года.

Масштаб проблемы не уменьшился

Точное количество АГЗС, работающих в регионе без соответствующей лицензии, неизвестно. Однако руководитель Верхне-Донского управления Ростехнадзора Владимир Дерновой в своем ответе на запрос DF демонстрирует сдержанный оптимизм. По данным управления, количество легально эксплуатируемых в Воронежской области АГЗС с 2010 года увеличилось с 58 до 111. «Предполагая, что общее количество АГЗС остается примерно одинаковым, можно увидеть уменьшение количества тех из них, которые эксплуатируются нелегально», — делает вывод чиновник. При этом в Ростехнадзоре признают, что ситуация в этой сфере за прошедшие 4 года «кардинально не изменилась». Оценка текущего положения вещей легальными участниками рынка сжиженного газа еще более пессимистична.

— Все по-прежнему. Несколько заправок за последнее время закрыли, но они появляются вновь, как грибы после дождя. Долю нелегальных АГЗС я оцениваю не менее чем в 60%. Для того чтобы развернуть такую деятельность, достаточно 1 дня. Нашел участок земли, поставил бочку, шланг — и торгуй. А чтобы открыть лицензированную АГЗС, по самым скромным подсчетам, нужно не менее 10 миллионов рублей, — сообщил DF источник на топливном рынке.

Впрочем, в областной прокуратуре считают, что сокращение нелегалов в 2014 году было «существенным». Там приводят статистику: 9 выявленных фактов правонарушений в Воронеже и 1 в Борисоглебске. Прокурорами инициирована работа по пресечению деятельности объектов. То  есть фактически они еще не закрыты.

Может, нелегальные АГЗС в нашей области пытаются приблизить свои объекты к нормам цивилизованного бизнеса? Ничего подобного!

— Я часто езжу мимо заправки на Московском проспекте в районе бывшей гостиницы «Спутник». На мой взгляд, она нелегальная. Если это заправка, к ней должна быть асфальтированная дорога, должно быть все оборудовано. А там просто стоит цистерна, и кто-то туда заезжает, — описывает типичную для Воронежа картину председатель комитета по законодательству, безопасности и правам человека воронежской областной Думы Вячеслав Астанков.

Как видим, «огнедышащий дракон» и не думал менять свою окраску, а продолжает спокойно отращивать новые головы взамен отрубленных. Депутат считает: чтобы искоренить подобное явление, необязательно принимать специальный закон, нужна лишь политическая воля.

Да, после печальных событий надзорные службы действительно активизировали свою деятельность. Но выражалась она в основном в ужесточении контроля как раз над цивилизованными участниками рынка! Управленческий персонал компаний не успевал проводить одну проверку, как уже нужно было встречать следующую. Увы, так устроено законодательство — тот же Ростехнадзор уполномочен осуществлять проверки заправок только из числа зарегистрированных в реестре опасных промышленных объектов.

Что делать?

По счастливой случайности пока ЧП на газовых заправках региона не приводили к человеческим жертвам. Последствия самого резонансного случая взрыва газовой заправки в Новой Усмани в ноябре 2012 года, принадлежавшей местному автотранспортному предприятию, — 7 пострадавших, а также многомиллионный ущерб, причиненный располагавшейся рядом сельхозартели. Легко представить, что последствия взрыва 50-кубовой (!) емкости со сжиженным газом могли быть куда трагичнее.

Да, в России были и другие регионы, которым знакома проблема нелегальных газовых заправок. Пару лет назад СМИ писали о фактах их эксплуатации в Самарской области. Но по информации самарского УМВД, результатом комплекса проведенных в регионе мероприятий стали сразу 9 уголовных дел, возбужденных в отношении владельцев АГЗС. И проблема решилась. А у нас же часто приводят в качестве примера недавнее закрытие работавшей без лицензии АГЗС на улице Домостроителей. Едва ли не единичный пример эффективной борьбы с нелегальным бизнесом за 5 лет!

Липецкое УМВД сообщает, что одна такая заправка, закрытая в 2013 году в Ельце, за 2 года работы принесла своему владельцу 38 млн рублей незаконного дохода. Каковы же тогда потери нашего региона? По оценке начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области Владимира Стеблецова, 2 года назад в регионе было более 40 нелегальных АГЗС. Нетрудно предположить, что это миллиардные доходы, сотни миллионов рублей, недополученных в бюджет. Но почему-то ни прямая угроза жизням жителей области, ни колоссальные финансовые потери, ни имидж «заповедника», в котором процветают отношения эпохи «дикого» рынка, до сих пор не заставили обладающие полномочиями структуры скоординировать свои действия для эффективного противодействия преступному бизнесу. Так, например, на вопросы DF в Главное управление МЧС по области пришел лишь небольшой ответ врио начальника Михаила Гусева. Его суть сводится к тому, что в компетенцию ведомства контроль над нелегальными заправками не входит.

Как пояснил Владимир Стеблецов, контроль над соблюдением требований промбезопасности возложен на Ростехнадзор. Вместе с тем, учитывая высокую степень опасности объектов, прокуроры подключаются к проверкам объектов совместно с Ростехнадзором и МЧС. Но в полномочия прокуратуры, по большому счету, входит выдача предписаний другим контролирующим органам. Стеблецов заверил, что вопросы соблюдения закона владельцами АГЗС «остаются на контроле прокуратуры, проведение проверок продолжается».

Почему угроза сохраняется?

В чем причины того, что до сих пор рынок нелегальных газовых заправок в регионе только развивается?

Причина 1. Низкий порог входа на рынок. Для такой заправки чаще всего приобретается списанное оборудование по цене металлолома, которое не требует специальной регистрации. Возможность получить солидный доход уже сразу при минимальных вложениях стала искушением, устоять перед которым отдельные воронежские предприниматели не смогли.

Причина 2. Реактивная, а не проактивная позиция властей. У нас привыкли решать проблемы, когда они уже случаются. По мнению Вячеслава Астанкова, действия по борьбе с этим явлением должны быть упреждающими: в первую очередь необходимо ужесточить контроль над использованием земельных участков, подключением к электросетям и т. п., не допуская самого возникновения и тиражирования преступного бизнеса, что вполне по силам. Интересно, что в других регионах власти действуют в режиме профилактики, а не реагирования на существующие угрозы. Верхне-Донской Ростехнадзор сообщает, что в подконтрольных управлению Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Курской областях проблемы нелегальных АГЗС не существовало с самого появления этого сегмента рынка. А в Управлении МВД России по Липецкой области считают, что проблема нелицензированных АГЗС для Липецкой области не актуальна благодаря совместным усилиям Ростехнадзора, МВД и других надзорных структур. В прошлом году в соседнем регионе не было выявлено ни одного факта эксплуатации АГЗС без лицензии.

stat.JPGПричина 3. Существование нелегальных АГЗС выгодно властям. Парадокс: существование незаконных объектов зачастую находится в интересах местных органов власти. Любому руководителю известна ситуация, когда перед праздниками из управы приходит письмо с предложением о поддержке ветеранов, организации елки для детей и пр. Многие на такие просьбы отвечают отказом. А нелегалы отказать не могут. Понятно, что существование такого кошелька удобно для власти.

Когда будет волевое решение?

DF недавно писал о рынке услуг, живущем в Воронеже по законам каменного века, на примере квартала автомоек. Отсталость и уродливость такого бизнеса могут вызвать у многих снисходительную усмешку. Но когда на таких же принципах строится деятельность, ставящая под угрозу жизни тысяч людей, снисхождению уже не может быть места. Можно спорить о том, является ли описанная ситуация уникальной, но в пользу такого вывода свидетельствует самый популярный на сегодняшний день источник — интернет. Введите в любой поисковик фразу «Взрыв на нелегальной АГЗС». Угадали, какой регион будет указан в первых строчках?

Сложившаяся тупиковая ситуация наводит на печальную догадку: если бы, не дай Бог, финал преступного бизнеса в Эртиле или Новой Усмани был таким же, как в пермской «Хромой лошади», для борьбы с нелегальными АГЗС сразу бы нашлись ресурсы и волевые решения.


Комментарии