17 Февраля 2015 года, 14:00

17.02.15. De Facto — Минус 80%. Так изменилось количество корпоративов в кризисные 1998 и 2008 годы. Но заставил ли черный вторник‑2014 воронежские компании отказаться от новогодних вечеринок? И главное — заставит ли кризис резко снизить количество заказов ивентов в 2015-м?

Проект опубликован в номере журнала De Facto за январь-февраль 2015 года.

Праздник удался

Чтобы спрогнозировать, что ждет рынок корпоративов в 2015 году, эксперты рекомендуют проанализировать конец 2014-го. Решение о новогоднем корпоративе компании принимают за 2-3 месяца. В октябре закрывается букинг (бронирование) лучших площадок. А крупные сети знали бюджеты своих праздников уже в 2013 году. Получается, что на момент падения рубля и введения антисанкций деньги на корпоратив были уже потрачены — фактически или психологически. Поэтому массовых отказов от праздников не было.

Учредитель компании Event Сергей Слабунов уверен, что рынок не успел измениться и процессы имеют отложенный характер:

— В декабре на рынке была нервозность, но не более того. По нашей внутренней статистике, мы выросли в 2,5 раза, несмотря на падающий рынок. Но это выросли мы, а не рынок. Мы работаем с компаниями, которые относятся к корпоративу как к важному HR-инструменту и не отказываются от него в один момент. Возможно, в секторе «тамада-диджей-банкет» были отказы и сокращения бюджетов.

Учредитель «Центрального развлекательного управления» Эдуард Берин также не заметил массовых отмен праздников. Количественно заказы не изменились. Но качественно — да:

— Кто раньше отдыхал, тот отдыхает и сейчас. Но с одной стороны, появился запрос на тематические и полностью стилизованные мероприятия. А с другой стороны, компании в декабре стали экономить на шоу в пользу творчества сотрудников. Частично были отказы от фото- и видеоотчетов.

Ведущий Кирилл Бобров соглашается, что количество вечеринок не изменилось, но оно перераспределилось:

— Если компании отменяли масштабные мероприятия, то возникали стихийные корпоративы. Сотрудники самостоятельно бронировали кафе и все равно отмечали окончание года. Госкомпании стали праздновать скромнее. Говорят, что одна из них из-за кризиса отменила концерт «БИ-2» для своих сотрудников.

Торг уместен

Первыми антикризисные меры предложили клубы и банкетные площадки. «Можно со своим алкоголем» — типичное предложение прошедшего декабря. А вот ведущие и артисты по традиции работали по повышенным новогодним тарифам. И это стало предметом торга с клиентами.

— Бюджет на новогодний корпоратив у нас был заложен год назад, — делится руководитель воронежской студии Mail.ru Games Сергей Хатенков.

— Отменять его мы не планировали. В отличие от летних активностей у новогодней вечеринки нет задачи «тимбилдить». Для нас это хорошая традиция и эмоциональная точка в конце года. При подготовке в этот раз сложилось ощущение, что ивент-агентства не очень осознали текущую экономическую ситуацию. На новогодние услуги цены выросли на 15-20%. Я понимаю, что есть банкетная часть мероприятия. И там рост цен объективен, особенно если это импортные продукты. А развлекательное наполнение мероприятия — номера, активности, ведущий — подорожало безо всяких причин. Мы столкнулись с этим. Но смогли договориться о решении, которое устроило и агентство, и нас.

В прошедшем новогоднем сезоне все ивент-агентства отметили сокращение шоу-программ в сценариях. Артисты, фокусники, танцоры, возможно, самая пострадавшая от кризиса сторона. На сцену вместо них вышли сами сотрудники компаний. Но не в формате «А сейчас споёт Люда из бухгалтерии», а как артисты срежиссированных мюзиклов и шоу.

Опрос HeadHunter на эту тему показал, что сотрудники лучшим корпоративом в истории компании считают тот, который сделали сами. А худшим корпоративом… опять же тот, который сделали сами. Использование работников — это хороший прием. Но любительскому творчеству нужны профессиональная внешняя режиссура, хореография и бекстейдж-логистика. Значительно сэкономить на этом не получится.

Сергей Слабунов по опыту компании Event подтверждает, что отказ от шоу — это не антикризисная мера, а тренд на эффективные мероприятия:

— На любом мероприятии есть полтора часа для контента. Если корпоратив — просто праздник в подарок от компании, то здесь будет шоу. Если у него есть цели и задачи — а должно быть именно так — здесь будет интерактивное вовлечение сотрудников. Это отличное место и время, чтобы донести месседж руководства. Например, в одной компании поставили целый мюзикл на тему KPI, пользы и эффективности. Для другого клиента мы сняли фильм с сотрудниками по мотивам «Елок» и обыграли теорию пяти рукопожатий внутри большой компании. Работа с внутренним продуктом не дешевле и не проще, чем шоу. Но есть масса других способов сэкономить на корпоративе. Например, фуршет в 1,5 раза дешевле, чем банкет. И для внутренних коммуникаций он правильнее. Уличные карнавальные форматы оригинальнее и дешевле, чем аренда клуба. И таких решений много.

Заместитель регионального директора «Совкомбанка» Алина Золотарева считает, что хендмейд-номера требуют очень аккуратного подхода:

— В этом году мы в большей степени включили в программу самодеятельные номера от отдельных сотрудников и целых структурных подразделений. Но мы точно поняли, что не надо заставлять выступать тех, кто не хочет выступать. Все должно быть от души. Комфорт и радость общения в моменты подобных номеров — залог успеха. В этом сценарии не было желания сэкономить. Да, у нас были объективные ограничения по бюджету, но event-подрядчик помог в проведении переговоров с субподрядчиками по снижению затрат.

Рефлексия кризиса

Черный вторник 16 декабря и стремительный обвал рубля пришлись на самый разгар елок. С каким настроением люди шли на корпоратив? Был ли это пир во время чумы или, наоборот, поминки по эпохе потребления?

Ведущий Вадим Коробков уверен, что у корпоративов был некий психотерапевтический эффект:

— На мероприятиях не было табу на слово «кризис». Наоборот, я активно шутил на эту тему. Вместе с залом мы кричали хором мантру «Выше, рубль!». Обязательно спрашивал, у кого из гостей ипотека в долларах, и мы аплодировали счастливчику. Выясняли, кто пришел на корпоратив сразу из очереди с новым телевизором. Руководители выступали с «президентской» речью: год был непростым, следующий будет интересным, но перспективным. В целом не было атмосферы паники.

Посмеяться над тем, что не можешь изменить, — это стало хорошей почвой для разных фишек. Например, в качестве особо ценного приза в конкурсе дарили попавший под санкции пармезан. На корпоративах, организованных компанией Event, транслировали выступление представителя госдепа США Дженнифер Псаки, которая якобы рассказывала факты о компании. И нужно было угадать, говорит она правду или «напсачила» — все перепутала. Среди вечеринок было очень много ностальгирующих корпоративов в стиле back in USSR. Может быть, выросло поколение, которое помнит СССР как счастливое детство. Или сработала та же антикризисная психология: «посмотрите, какими на самом деле веселыми были непростые 80-е и 90-е». На этих «совок»-вечеринках вспоминали не только приставку «Денди», жвачку Love is, игру, где волк ловит яйца, но и гопников, «стрелки» и «крыши» — в общем, рефлексировали изо всех сил.

Что ждет event завтра?

Ивенторы как крестьяне: месяц полгода кормит. Для многих event-компаний новогодний сезон создавал финансовую подушку безопасности, позволяющую дожить до летних корпоративов. Высокий сезон не провалился. На рынке остались все игроки. Но в новых экономических условиях клиенты очень осторожно планируют летние корпоративы: возможно, будут, а возможно, и нет, есть более приоритетные статьи расходов. Все ли event-агентства выживут в 2015-м?

Эдуард Берин не сомневается, что у его агентства «ЦРУ» будет много работы:

— Наш бизнес — это бег на длинную дистанцию. Нужно видеть и анализировать перспективы. Возможно, компании, которые очень узко сегментированы, ощутят проблемы. В нашем же агентстве декабрь по выручке не опережает, к примеру, август или сентябрь. Люди женятся, отмечают дни рождения и проводят корпоративы 52 недели в году, а значит, работа будет.

Сергей Слабунов готов к кризису и вообще призывает — «пусть сильнее грянет буря»:

— Бытует мнение, что event-рынок несложный и здесь есть быстрые и легкие деньги. Такие компании-дилетанты, продающие не бизнес-решения, а развлечения, портят рынок. Они предоставляют клиентам подделку, и клиенты теряют веру в event-инструменты. Я надеюсь, что кризис почистит наши ряды. Моя компания готова к новым условиям: например, для автоивентов мы сделали коробочные решения без агентской комиссии, сменили профиль ряда розничных продуктов. Но в целом рынок пока спокойный: заявки поступают в обычном режиме.

Бизнес-прогнозы обещают интересный год для событийного маркетинга. Если действительно «грянет буря», станет понятно, кто «гордо реет», а кто «робко прячет» свою компанию на рынке. Радует, что после бури всегда бывает солнце.

Комментарий:

Нина Осовицкая, консультант премии «HR-бренд» и эксперт по HR-брендингу HeadHunter Group

Отказ от корпоратива — одна из первых антикризисных мер. Но не всегда правильная

— Любое корпоративное мероприятие — это часть программы по поддержке и развитию корпоративной культуры. На что это влияет? На то, как сотрудники относятся к компании-работодателю. Измеримые показатели отношения — это внутренний бренд работодателя и вовлеченность сотрудников. Всегда-ли для усиления этих позиций нужно проводить корпоративные мероприятия? Однозначно не всегда. Нужно учитывать, кто ваши сотрудники и какие у вас происходят изменения.

Традиционно у компаний есть два корпоративных праздника: зимний и летний. Сейчас в условиях экономического спада профессиональное сообщество обсуждает, в каком формате проводить летние мероприятия и проводить ли их вообще.

Сокращение бюджета на дорогой корпоратив — среди первых антикризисных мер. Но не всегда это очевидное решение. Корпоратив или обучение? Конечно же, обучение. Корпоратив или переезд в дорогой офис? Возможно, здесь нужно выбрать мероприятие.

Когда сотрудники корпоратива ждут, но у компании нет на него бюджета, очень хороший ход — провести опрос среди сотрудников. Предложите несколько вариантов: частичная оплата корпоратива сотрудниками, шоу-номера от отделов и др. И дайте обратную связь. Если все-таки вы вынуждены отказаться от мероприятия, то обязательно должно появиться обращение первых лиц. Это может быть письмо, видеообращение, информация на внутренних социальных сетях. Нужно проинформировать, какие льготы и какие возможности дает отказ от корпоратива, например: «Да, мы отказались от корпоратива, но сохраним премии».

Опыт кризисных 2008 и 2009 годов показал, что отсутствие бюджета на корпоративы рождает лучшие решения, если задействовать на мероприятиях сотрудников.


Комментарии