13 Января 2015 года, 17:30

13.01.15. De Facto — Когда основатель компании «КреативАвто» Евгений Свиридов решил зарабатывать на автомобильной эстетике, в Воронеже этот рынок фактически отсутствовал. Услуги тюнинга предлагали в основном кустарные мастерские «гаражного» формата.

За 4 года компания Свиридова преодолела путь от новичка, которая удивила нестандартными для города решениями, до бизнеса, который во многом уже задает правила игры на рынке.

Материал опубликован в номере журнала De Facto за декабрь 2014 года.

От отца к сыну

Казалось бы, история пионера на местном рынке автоэстетики — недолгая, но сумев выстрелить» в первый год своей работы, «КреативАвто» уже берется за уникальные для Воронежа проекты и оказывает услуги, к которым потенциальные конкуренты пока только примеряются.

— Начиналось все как увлечение, бравшее корни из детства и передавшееся от отца. Как и у многих первой машиной была старая вазовская «шестерка», которую я постоянно ремонтировал и пытался «улучшить». Замазывал дыры в кузове какой-то мастикой, красил из баллончика, устанавливал дополнительное оборудование, — вспоминает Евгений Свиридов.

Уже тогда он подумал, что желание автовладельцев «прокачать» свою машину позволит ему неплохо зарабатывать. Около года Свиридов готовился к открытию компании: ездил по регионам и накапливал опыт, изучал технологии и договаривался с поставщиками, проводил жесткий отбор сотрудников.

— В Воронеже немногие могут предложить что-то интересное в плане автомобильной эстетики. Я выбрал вариант с «КреативАвто» потому, что там четко поняли мою потребность и творчески ее реализовали. Например, у моей машины не только отполировали кузов и нанесли на него защитное покрытие из жидкого стекла, но и восстановили небольшие повреждения кожи на сиденьях. Когда я пообщался с руководителем компании, то будучи сам увлеченным автомобилями, сразу увидел общность взглядов. Человек уделил немало времени, чтобы лучше понять, что мне требуется, разъяснил детали. Это вселило уверенность, что все будет выполнено с должным качеством. А раньше я редко обращался даже за полировкой, опасаясь, что неквалифицированные мастера-самоучки могут принести больше вреда, — рассказывает клиент «КреативАвто» Михаил Устиновский.

Пионеры рынка

Отзыв потребителя — это показательный пример того, что бизнес основан не просто на высокой степени вовлеченности ее владельца в дела компании, а на системном подходе к организации работы. Рассмотрим подробнее, какие нестандартные для рынка решения применяет «Креатив-Авто» и как это отражается на результате.

Решение первое. Занять пустующую нишу. В условиях, когда в Воронеже работают сотни однотипных автосервисов, нужно выходить на рынок с нестандартным предложением, решил основатель «Креатив-Авто». После анализа поисковых запросов в интернете, оказалось, что наиболее дефицитными услугами являются ремонт вмятин без покраски, локальная покраска кузовных деталей, ремонт стекол и салонов. 4 года назад эти услуги в Воронеже не предлагал практически никто. Предприниматель даже поехал в Новосибирск, где есть довольно сильная тюнинговая компания. Местные мастера не только поделились опытом, но и порекомендовали оборудование, отвечающее запросам профессионалов. Именно оттуда начинающий бизнесмен привез в Воронеж инновационную технологию защиты лакокрасочного покрытия кузова «жидкое стекло», которая стала сейчас хитом среди «продвинутых» автолюбителей.

Решение второе. Вложиться в маркетинг. Игроки рынка, представленные в основном кустарями-самоучками, в своем продвижении полагались лишь на сарафанное радио, другие формы коммуникаций с целевой аудиторией им были попросту незнакомы. А Евгений Свиридов решил, что привлекать клиентов можно не только через рекомендации.

— Мы напечатали красочные буклеты с высоким качеством полиграфии. Клиенты потом рассказывали, что их было жалко выбрасывать! Раздавали в торговых и бизнес-центрах, в ГИБДД, в общем, в местах присутствия целевой аудитории, — рассказывает о первых шагах в директ-маркетинге директор «Креатив-Авто».

Решение третье. Подойти к образованию кадров профессионально. Развитие сотрудников воронежских мастерских как специалистов нередко происходит по такому сценарию: в лучшем случае — окончание профильного учебного заведения, потом практика, которую они получают постфактум — по мере появления потребности у клиента, то есть учатся на ходу, нередко методом проб и ошибок. В «КреативАвто» управление компетенциями сотрудников устроено иначе. Так, перед запуском проекта коллектив тонкостям автомобильной эстетики обучили в Москве.

Решение четвертое. Научиться видеть за отдельным заказом новые направления развития всего бизнеса. Затратив немало средств на подготовку специалистов, компания не сняла с себя задачи вкладываться в это направление и сегодня. Сейчас у «КреативАвто» есть специальный бокс, где опытные сотрудники обучают новичков-стажеров. Не все кандидаты способны выполнять работу на требуемом уровне. Обычно из 10 претендентов требованиям работодателя отвечают двое, но и из них потом руководителю приходится делать выбор в пользу самого профессионального. Главными требованиями к сотрудникам здесь всегда были неравнодушие к автомобилям и интерес к развитию себя как профессионала. А в компании их учат правильно услышать клиентский запрос.

И надо сказать, это улица с двусторонним движением. Своими фантазиями владельцы ярких, нестандартных машин помогают команде «КреативАвто» лучше понять правильное направление для развития. Сейчас со многими клиентами у представителей компании неформальные, доверительные отношения. Некоторые приезжают без всякого повода — просто на чашку чая, поговорить об авто и не только. Кстати, клиенты подсказали Свиридову и его команде еще одно направление для развития — реставрация коллекционных автомобилей.

— Когда один из наших постоянных клиентов попросил восстановить классический американский автомобиль 60-х годов, мы решили, что это хорошая проверка наших возможностей. И проверку мы прошли, я считаю, достойно, — рассуждает директор «КреативАвто».

Интересно, что владелец машины считал, что на реставрацию уйдет 2-3 года— с учетом поиска всех необходимых ресурсов. В «КреативАвто» составили техзадание, согласно которому работы должны завершиться через полгода. Срок специалисты выдержали четко. По мнению Евгения Свиридова, ожидать серьезных прибылей от реализации подобных проектов ждать сложно, зато такая работа дает «уверенность в своих силах и огромное моральное удовлетворение». Работа с редким автомобилем — отличный тест на профессионализм для компании, готовой на работу в премиум-сегменте.

Решение пятое. Запатентовать собственные технологии. Первой «фишкой», на которой удалось неплохо заработать, стал именно локальный ремонт кузовных деталей, без полной покраски. Компания сумела за счет этого укрепиться на рынке и начать думать о более нестандартных проектах. Были трудности, проблемы с технологиями. Но их преодолели, запатентовав свои оригинальные решения.

Решение шестое. Дать больше, чем просит клиент. — Проводили покраску детали и, увидев, что сиденье нуждается в химчистке, делали ее в качестве бонуса. Делали ремонт салона и, заметив небольшие царапины на кузове, могли их бесплатно отполировать. В следующий раз хозяин уже приезжал к нам с доверием. Недавно одна девушка пригнала машину, где весь правый бок был поцарапан от бампера до бампера из-за неудачного выезда из гаража. Также было поцарапано левое зеркало. О его ремонте речь не шла, но учитывая большой объем работы, мы восстановили его в подарок, — приводит примеры Евгений Свиридов.

Подобные бонусные программы увеличивают объем издержек компании на 2-3%, зато обеспечивают преданными клиентами, которые уже не уйдут к другой компании. Плюс ко всему всех своих сотрудников Свиридов учит не брать с клиента лишнего — не навязывать дополнительные услуги, а искать более практичные решения. Например, перешивка сидений в автомобиле бизнес-класса может стоить в районе 65-70 тыс. рублей. А уж полная замена салона с потолком, дверными картами и другими элементами может по стоимости приближаться к стоимости бюджетной легковушки.

В «КреативАвто» могут предложить нестандартные решения, которые позволят сэкономить как деньги, так и время. Покраска и ремонт салона с применением качественных материалов обходится более чем в 10 раз дешевле, чем переделка, которую приходилось делать раньше.

Знать наперед

Когда ты, по сути, формируешь рынок, находишься в его авангарде, то надо быть готовым к самым нестандартным запросам потребителей, считает Евгений Свиридов. И что-то подсказывает, что уже проделанная за 4 года работа — пожалуй, лучшее доказательство того, что эти запросы будут удовлетворены, а клиенты еще не раз поприветствуют компанию звуком своих клаксонов.

На правах рекламы.


Комментарии