4 Декабря 2014 года, 17:24

С начала года нефть подешевела более чем на треть, а бензин на заправках за тот же срок подорожал на 8–11%. Многих интересует, почему так происходит. С вопросом мы обратились к эксперту — ситуацию комментирует директор БКС Премьер в Воронеже Игорь Гольцев.

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

Дело в том, что спрос на топливо в России значительно превышает предложение из-за того, что огромные объемы сырья уходят на внешние рынки, при этом число автомобилей в стране неуклонно растет.

Важно понимать и то, что в стоимости бензина порядка 40% занимают налоги и акцизы. До последнего времени на экспортеров давила экспортная пошлина. Но недавно было принято решение о снижении этой пошлины на 100–110 долларов, что, по факту, дает нефтяным компаниям дополнительный стимул наращивать экспорт нефти и тем самым сокращать предложение топлива на внутреннем рынке. По замыслу, таким образом будет сохранен баланс — нефтяники смогут зарабатывать на продажах за границу, а бюджет продолжит наполняться за счет усиления налогового давления на внутреннем рынке.

Свою весомую лепту в удорожание бензина вносит ослабление рубля. При девальвации внутренняя цена начинает заметно проигрывать экспортной, поэтому нефтяники в подобной ситуации либо наращивают экспорт, либо поднимают внутренние цены.

Ваш прогноз цен на бензин до конца года и к чему готовиться автомобилистам в 2015 году?

— До конца 2014 года цена на бензин вряд ли существенно изменится — рост может быть в пределах 10—30 копеек на литр. Что касается долгосрочной перспективы, то мы согласны с оценками Минфина — в первой половине 2015 года, которая ожидается особенно непростой для экономики, рост цены бензина составит в среднем 3 рубля за литр, в целом же за будущий год бензин может подорожать на 12—15%, то есть литр подорожает на 5—7 рублей.

— Предположите какой «психологический предел» цены у автолюбителей, после которого некоторые начнут отказываться от авто?

— По оценкам экспертов Союза нефтегазопромышленников, уровень цен на топливо в России достиг отметки, когда его увеличение приводит к снижению потребления, еще в 2013 году. То есть тот объем денег, который наше население и промышленность в состоянии потратить на бензин, фиксирован. Если увеличивать цену дальше, то объем потребления будет падать. Соответственно, будут падать и все остальные экономические показатели, которые связаны с бензином.


Комментарии