1 Августа 2014 года, 09:00

De Facto поговорил с одним из авторитетнейших экспертов медиарынка, питерским интернет-инвестором Андреем Рябых о том, в каких сегментах Рунета можно будет заработать в ближайшее время.

Андрей Рябых — серийный предприниматель и медиаинвестор, собственник издательского дома «Медиа Картель», развивающего в России и странах СНГ интернет-проекты в направлениях финансовых услуг и недвижимости, собственник одного из крупнейших интернет-СМИ Санкт-Петербурга — Gazeta.SPb. Рябых называет себя «интернет-буржуем».

Фото: internet-burzhui.ru

На чем делать бизнес в Рунете

— В ближайшей перспективе я вижу несколько перспективных направлений. Так, стартапы, связанные с отдыхом и путешествиями, имеют много шансов. Например, ниша внутреннего туризма фактически не занята никем. Рядом с Воронежем есть, как минимум, два интересных места — Дивногорье и Костомарово. Но если попытаться найти информацию в интернете, ее не очень много. А уж если организовывать туда поездку, это либо паломнический тур, либо самому садиться на машину и ехать. И таких мест в России очень много, а специализированного сервиса для такой цели еще никто не создал.

На втором месте по перспективности стоит электронная коммерция: все, что связано с доставкой на дом товаров, заказанных через интернет. Потому что у потребителей свободного времени на покупки все меньше, они хотят, чтобы товары привезли домой.

На третье место я бы поставил финансовые стартапы, это ниша, на которую стоит обратить внимание. Но у меня складывается впечатление, что пока страна входит в кризис, с ними лучше повременить.

Еще я бы сделал поправку на регионы. Все-таки Москва и Питер года на 2-3, по моим наблюдениям, опережают регионы. Поэтому если говорить о небольших региональных стартапах, то можно посмотреть, что в Москве или Питере выстрелило 1-2 года назад, и попытаться это адаптировать на Воронеж — посмотреть, может ли это быть здесь востребовано.

Как заработать на лени потребителя

— Если смотреть в долгосрочную перспективу, то, безусловно, у робототехники большое будущее. Почему? Производственная активность падает, люди в принципе все меньше и меньше хотят вкалывать на заводах, да и вообще вкалывать. Роботы — это очень хорошая замена. Уже в ближайшие 3-5 лет это будет важный блок в развитии бизнеса, большие производственные куски могут быть заменены роботами. Хороший пример — в июне этого года пиццерия «ДоДо пицца» в Сыктывкаре опробовала доставку пиццы дронами. Конечно, они сделали это скорее как пиар-ход для повышения узнаваемости: YouTube пестрит роликами с заснятыми дронами. Тем не менее, это пример вполне доступной и реализуемой технологии.

Еще одна вещь, которая всегда будет востребована, это игры. Есть проблема, с которой сейчас сталкивается очень много кадровиков: поколение Y несколько инфантильно, по-другому относится к карьере. В США уже давно говорят, что геймификация — это будущее любой работы. Стартап, который позволил бы геймифицировать работу и сделать ее похожей на квест или компьютерную игру — был бы очень интересен рынку.

Что востребовано в регионах

— Что востребовано в провинции? Большие портальные проекты, которые собрали очень много локального трафика. Как пример могу привести два успешных городских портала — nn.ru (Нижний Новгород) и e1.ru (Екатеринбург). Еще в регионах перспективны интернет-магазины — как я уже говорил, e-commerce сейчас вообще в тренде. Мой опыт показывает, что большие игроки предпочитают конкурировать между собой в Питере и Москве. А в регионах они представлены куда слабее, и это дает преимущество местным игрокам.

Есть сегменты, где люди тратят больше всего денег — на своих детей, домашних животных, на автомобили и технику. Можно просто спросить: а какой интернет-магазин бытовой техники №1 в Воронеже? И ответа не найдется, потому что есть федеральные игроки, а сильного местного фактически нет. Или попробуйте узнать: где в Воронеже можно заказать через интернет корм для своей собачки-кошечки, чтобы его привезли домой? Есть такие сервисы локальные? Если нет, или их незначительное число, то это свободная ниша.

Какое будущее ждет интернет-СМИ

— Если смотреть на Запад, то из примерно 30 ведущих интернет-СМИ больше половины уже сделали платный доступ. Я думаю, мы пойдем в ту же сторону, и с вводом всех законов по авторским правам, конечно, появится потихоньку платный доступ. Если ресурс в состоянии выдавать интересные и качественные новости, интересную аналитику, потребитель научится платить за эту информацию, осознавая необходимость в ней.

Далее большой региональный портал, набрав приличный трафик, его может монетизировать массой способов. Например, при портале могут «жить» интернет-магазины, каталоги. Вспомнить тот e1.ru, который я уже упоминал — там так и поступили. Но они, в конце концов, очень удачно продались «ИнтерМедиаГруп» (федеральному игроку, владельцу ряда глянцевых журналов). Когда приходит крупный издательский дом, у которого налажены отношения с рекламодателями, у которого большая клиентская база и просто нужен региональный трафик, продажа ему — это самый лучший способ монетизации.

Перспективы имеют узконишевые проекты, например, деловые СМИ: у них понятная клиенту аудитория. А рекламодатели постепенно переключатся в интернете на то, чтобы реально, а не формально платить за аудиторию, а не за контент, под который эта аудитория собирается. Так, в кризис 2008-го, когда маркетологам жилищных застройщиков урезали бюджеты, они перешли с рекламой в интернет: когда у тебя немного денег, ты должен четко понимать, откуда пришел клиент и платежеспособен ли он (например, на сайтах деловых СМИ сидит платежеспособная аудитория).


Комментарии