16 Июля 2014 года, 11:15

De Facto уже писал о том, что сегодня на рынке банковских услуг бизнесу необходимы не только эффективные финансовые решения, но и консалтинг. Насколько он эффективен на региональном уровне? Каких ресурсов не хватает банкам для реализации подобных проектов, а какие потребности бизнеса удовлетворены в полном объеме? Рассмотрим на примере Центра развития бизнеса (ЦРБ) «Кольцовский» ЦЧБ Сбербанка России. Он был первым ЦРБ нового формата в Воронеже. Каких результатов удалось добиться за почти 2 года существования и какие трудности еще нужно преодолеть? Об этом рассказывает его руководитель Сергей Жданов.

«Бизнес сегодня ценит не столько «дешевые» деньги, сколько знания, как ими распорядиться»

— Вопросы, которые стояли 2 года назад перед малым и средним бизнесом, особенно начинающим, не изменились и сегодня: где найти идею проекта, как его реализовать, где найти деньги. Центр развития бизнеса тем и отличается от обычного банка, что старается ответить на все 3.

Где найти идею проекта. Семинары и консультации в ЦРБ помогают найти незанятые ниши для создания бизнеса. Еще одна возможность — франшизы для открытия своего дела по проверенному бизнес-плану.

Как реализовать проект. Прежде всего, на этот вопрос дают ответ семинары, проходящие в ЦРБ — от налогоучета до построения отделов продаж. Совместно с проектом «Деловая среда» проводятся видеосеминары. Из недавних — с Ириной Хакамадой, Игорем Манном. За 2 года уже около 2 тысяч клиентов (прежде всего, малый и микробизнес) побывало на подобных мероприятиях. При этом мы не ограничиваем наши семинары для посещения клиентами других банков.

Где найти деньги. Банк предоставляет кредиты под бизнес с нуля. Но знания играют для начинающего бизнеса даже большую роль, чем «дешевые» деньги: мы пытаемся ответить на вопрос, как деньги сэкономить. Например, презентуем возможности индустриальных парков для малого бизнеса. Также клиентам демонстрируется ПСС — производственная система Сбербанка —организация деятельности компании, построенная на принципах и инструментах концепции «бережливого производства». Благодаря подобной,Toyota экономит в год около 100 миллиардов рублей. А некоторые наши клиенты за эти почти 2 года выросли с 10 млн рублей оборота до полумиллиарда.

«Брать кадры с нуля или с опытом — это не всегда имеет значение»

— Качественный консалтинг невозможно оказывать, не имея кадров должного уровня. А кадровая проблема стоит на сегодняшний день для многих финансовых организаций достаточно остро. Как решаем ее мы? В ЦРБ «Кольцовский» многие сотрудники имеют звание лучших в Сбербанке за разные годы. К нам направляются как опытные кадры из других подразделений, так и мы набираем сотрудников с нуля — это имеет непринципиальное значение. Главное — уровень вовлеченности каждого новичка в коллективе в общую работу. Приветствуются инициативные сотрудники, готовые внести предложения по улучшению качества нефинансовых услуг. Как мотивировать людей на это? Во-первых, коллективу должно быть просто интересно общаться со своими клиентами, он должен понимать их потребности. Для этого мы каждый месяц проводим встречи коллектива с клиентами, знакомимся лично. Во-вторых, мы стараемся, чтобы работа для наших сотрудников было не просто время с 9 до 18. Мы стараемся вовлечь их в социальную деятельность, вместе помогаем детям с ограниченными возможностями. Недавно, например, собирали вещи для беженцев из Украины. Я как-то слышал рекламу «Богатство — это не то, сколько ты зарабатываешь, а то, сколько ты сможешь отдать». Думаю, благодаря таким акциям, мы все почувствовали себя внутренне богаче.

«Банки могут стать основой для многофункциональных центров для бизнеса»

— Но, какими бы профессиональными внутренние кадры банка не были, полноценный консалтинг невозможен без привлечения сторонних специалистов. Мы уже сотрудничаем с Пенсионным фондом, который помогает нашим клиентам подготавливать декларации, с Гарантийным фондом Воронежской области и Опорой России. Консалтинговые компании содействуют нашим клиентам в составлении бизнес-планов. В перспективе — создание полноценного МФЦ для малого и среднего бизнеса, где он сможет получать все услуги по своей деятельности.

«Малый и средний бизнес нуждается в клубе, где будут решаться не только деловые вопросы»

— Крупный бизнес такие клубы уже имеет. Те же банки проводят встречи, различные мероприятия на уровне крупного бизнеса. Малый же бизнес пока имеет, в основном, только деловые взаимосвязи. Например, на «Деловой среде» предприниматели могут искать партнеров, взаимодействовать друг с другом. Это уже немало. Но малый и средний бизнес созрел для большего. Например, для совместных социальных проектов. Мы недавно собирали деньги для местного детского онкогематологического отделения — хотели сделать зимнюю веранду, чтобы даже в холодную погоду дети смогли на ней гулять. Наши клиенты узнали об этом и тоже решили поучаствовать. Кто-то купил горки, кто-то игрушки. Подобные проекты объединяют, и потребность у малого и среднего бизнеса постоянно участвовать в них уже появилась.


Комментарии