18 Июня 2014 года, 15:39

DF продолжает серию мастер-классов, посвященных влиянию паники на работу коллектива. В номере за май 2014 года бизнес-тренер Евгений Житницкий проанализировал, как в период кризиса выстроить работу отдела продаж. А что делать, если страх сковал ВСЕХ сотрудников вашего офиса?

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за июнь 2014г.

Затянули пояса

Тревожные обрывки фраз из экономических новостей, пересуды соседей о том, что цены в очередной раз взлетели и пора затягивать пояса, кому-то из коллег не выдали обещанную прибавку к зарплате… Сотрудники начинают перешептываться в коридорах… Здравствуй, паника!

По мнению местного делового сообщества, она уже началась.

— Я в бизнесе с 90-х годов, и я видел много раз, как сотрудники реагируют на потерю стабильности, — вспоминает владелец и директор компании «Евролестницы» Леонид Чаловский. — Это очень сильно мешает работе. Начинаются нескончаемые разговоры о кризисе, люди истерят, кидаются покупать валюту или требовать прибавки. Все одинаково и в 1998-м, и в 2008-м, и даже сейчас: в последнее время я замечаю, что в коллективе пошли разговоры о повышении зарплаты…

Ситуация только усугубляется, когда в вашей компании работают офисные сотрудники. Они достаточно образованны, интересуются экономическими и политическими событиями.

— Я руковожу подразделением, которое попадает под санкции Госдепа, — делится управляющий воронежским отделением СМП-банка Игорь Тарарыков. — А о них передают каждый день!

В этом тексте мы остановимся как раз на преодолении паники в офисах, где она распространяется с наибольшей скоростью.

— Стресс, как и любая зараза, распространяется хоть и не воздушно-капельным путем, но очень быстро, — рассуждает руководитель «Майкрософт» в Воронеже Александр ЮРОЧКИН. — И если это не продавцы, которые устойчивы к стрессу, а обычные офисные сотрудники, привыкшие выполнять одну и ту же работу за оклад, то паника будет подобна лесному пожару. В последнее время я часто это вижу в компаниях, которым наша компания оказывает сервис, — признается он.

Выход есть!

Ваш сотрудник:

  • все чаще рассеян, у него хроническое плохое настроение,
  • спускает на тормозах многие задачи,
  • вместо того чтобы сосредоточиться на работе, обсуждает кризис, чаще болтает с коллегами не по делу.

Пора тушить лесной пожар, а не ждать, пока запахнет жареным. Отрегулировать ситуацию в вашей компании вы сможете при помощи нескольких этапов комплексных мер.

Нулевой этап: скорая помощь

Шаг 1. Выяснить, от кого исходит паника. Поговорив с сотрудниками или даже приглядевшись сами, вы быстро поймете, кто источник пораженческих настроений. Такие люди бывают двух типов:

Паникеры. Обычные «неудачники» — те, у кого и до кризиса не все было гладко. Они всегда находят оправдание во внешнем мире, и им очень удобно начать ссылаться на некий «глобальный экономический кризис». Они часто любят раздувать из мухи слона, коллектив над ними посмеивается и не воспринимает всерьез.

Скрытые лидеры. Представляют угрозу, потому что сотрудники им доверяют и от этого могут засомневаться в стабильности компании.

Шаг 2. Поговорить с тем, кто саботирует работу коллектива. Если это паникер, его нужно просто успокоить на словах, возможно, проговорить какие-то гарантии. Если скрытый лидер, нужно выяснить мотив этого человека. Не обращайте внимания на его эмоции, работайте только с фактами. Что конкретно его не устраивает — зарплата, должность, отношение руководства? Спросите, готов ли человек изменить линию поведения и что для этого требуется. А потом прикиньте для себя: стоит ли игра с этим сотрудником свеч?

Шаг 3. Не бояться увольнений. Часто бывает так, что руководитель уже давно хочет от кого-то избавиться, но внешне все хорошо и нет повода. А «кризис» — отличный повод это сделать. То, что увольнения провоцируют панику, — стереотип. Увольнения бывают разные. Одно дело, когда сокращают штат, потому что нечем платить зарплату, а совсем другое — когда вы увольняете нытика и открыто об этом сообщаете. Это дисциплинирует весь коллектив.

Второй этап: среднесрочные меры

После того как очаг паники локализован, можно начинать работу с остальным коллективом. Как правило, люди особенно активно паникуют, если чего-то не знают и у них слишком много свободного времени для полета фантазии. Поэтому мер на этом этапе 2.

Открытое собрание.

— Очень часто бывает так, что в компании ничего не произошло: продажи в норме или даже растут, показатели стабильные. Но офисные сотрудники, которые не знают цифр, легко верят даже самым нелепым слухам, — делится руководитель HR-направления Калачеевского мясокомбината Елена Глазнева.

Соберите коллектив и поделитесь информацией. Сообщите показатели, аргументируйте свою позицию, докажите, что все в рамках нормы. Даже если есть некоторый спад, всегда можно найти такую статистику, которая успокоит людей.

Конкретные задачи. Помните фразы из фильма «День радио»?

— У нас две проблемы: Минобороны и пуговица! Мы пуговицу найти можем? Чисто теоретически... Можем! А с Минобороны мы ничего сделать не можем. Вывод: надо искать пуговицу...

Чтобы приструнить паникующих сотрудников, их нужно занять до предела конкретными задачами из разряда «здесь и сейчас».

— Представляете, как можно было начать паниковать из-за угрозы санкций? — задает риторический вопрос Игорь Тарарыков. — Но я просто предельно четко ставлю задачи и так же четко мониторю их исполнение.

Все заняты. Паниковать некогда.

Третий этап: закрепляем эффект

Когда вам удалось унять первоначальный кипиш, на этом все не заканчивается. Это как при выходе из болезни: лекарство убило вирус, температура спала, но организму еще нужны поддерживающие процедуры.

Выполнять обязательства в срок. Когда сотрудник не уверен в завтрашнем дне и чувствует себя как на пороховой бочке, задержка зарплаты даже на 3 дня сведет его с ума. А если дадут четко и в срок, он успокоится. Поэтому, если реальных причин для задержки нет, а просто оказался нерасторопным бухгалтер, в ваших интересах его поторопить.

«Ходить в народ». Общайтесь с разными сотрудниками. Создайте у коллектива ощущение, что руководитель не сидит в кожаном кресле, а находится среди них. Это их дисциплинирует.

— Я в таких случаях подхожу к человеку индивидуально, — рассказывает Александр Юрочкин. — Кризис, как и любые другие проблемы, находится в головах. Поэтому если босс вовремя улыбнется сотруднику, то тот уже будет спать спокойнее.

Если у вас большой штат, поручите среднему звену больше времени уделять их подчиненным.

Четвертый этап: предотвращаем панику в будущем

Чтобы не допустить повторений паники в будущем, напоследок нужно сделать пару шагов с долгосрочным эффектом. Речь идет о нематериальной мотивации.

Устройте тимбилдинг. Даже если вам кажется, что сейчас не до этого или что уже поздно пить «Боржоми», — лучше поздно, чем никогда! Тем более тимбилдинг может организовать ваш собственный эйчар, и мероприятие не потребует больших затрат.

Отправьте людей на обучение. Желательно, чтобы это была большая конференция, куда съедутся люди из разных компаний или даже из разных городов. На таких мероприятиях сотрудники заряжаются сильнее всего, наличие 100 или 200 коллег оказывает взрывной эффект. Они возвращаются на работу с горящими глазами. Но эта фишка хорошо работает лишь с творческими профессиями — например, с маркетологами.

Дайте новый проект. Это стоит денег, поэтому не каждая компания может себе это позволить. Но, если возможность есть, новая задача отлично взбодрит и сплотит коллектив, наладит коммуникацию между разными отделами. Здесь примером является компания Gillette, которая каждый год пытается победить саму себя. Они и так лидеры рынка, но каждый год они выпускают новый продукт, создают стартапы внутри себя. В вашем случае необязательно разрабатывать новый продукт. Это может быть, например, конкурс по улучшению существующих продуктов.

На стороне победителей

В марте все судорожно следили за ситуацией в Крыму, и многие паниковали. А как только стали известны результаты референдума, мне начали звонить компании: «Ильгиз, нам нужны директора филиалов в Севастополь, Симферополь…» Они использовали ситуацию и извлекли из нее выгоду. Так же и паника в коллективе — это всего лишь один из поводов его улучшить, если использовать ситуацию. 

Автор: Ильгиз Валинуров, президент Гильдии рекрутеров

Справка

Ильгиз Валинуров — автор книг «50 идей поиска сотрудников через социальные сети. Справочник рекрутера», «Рекрутинг на 100%: искусство привлекать лучших». Президент и основатель корпорации кадровых агентств Business Connection (Москва). Преподаватель «Школы профессионального HR» в Moscow Business School.


Комментарии