16 Июня 2014 года, 17:33

— Мой сотрудник постоянно бьет рабочую машину! — хватается за голову владелец сети «Робин-Сдобин» Александр Губарев. — «Она же застрахована», — считает он. А то, что у меня, как у руководителя, потом голова болит, когда я бегаю за этой страховкой, ему по барабану!

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за июнь 2014г.

Пофигистов больше половины

«Он напоминает зомби», «Это даже не эгоист! Эгоист думает только о себе, а этот не думает даже о себе!», «Тот, кому на всех и все наплевать!» — так характеризуют пофигистов на форумах, снабжая свои высказывания большим количеством восклицательных знаков. На соседних форумах рецепты, как стать пофигистом, и совсем другие характеристики таких людей: это те, кто живет в свое удовольствие, это оптимисты в отличие от пессимистов, которые за все волнуются, это те, кто проще относится к своей жизни… Список позитива можно продолжить. Тем не менее активными и деловыми людьми пофигизм все же не приветствуется.

Не приветствуется пофигизм как в обычной жизни…

— В парке рядом с нашим домом каждые выходные гуляют десятки, если не сотни человек. На субботник же вышло человек пять! — возмущена директор компании «Виктория-мебель» Виктория Полукарова. — Всем просто наплевать, что их дети будут играть в горах мусора! Если у них нет возможности убрать, могли бы они хотя бы не бросать? Или им реально все равно? Я удивляюсь влюбленным парочкам, которые целуются на лавочке, ими же оплеванной семечками!

...так и в бизнесе.

— Халтурщиков на рынке труда хоть отбавляй! — жалуется Александр Губарев. — Могут не выдержать технологию приготовления торта. Потому что им просто все равно, какой он получится. Авось продадут. А покупатели схавают! Другой не проверит сырье при покупке. И какой торт пойдет на прилавок?

А некоторые психиатры и вовсе бьют тревогу.

— Когда я рассказываю случаи сочувствия, то мои слушатели... смеются, — поражен гендиректор Центра поддержки здоровья, семьи и бизнеса «Класс Шестакова» Андрей Шестаков. — Я не могу сказать, что пофигизмом страдают все, но точно больше половины. Неравнодушных единицы.

Слишком сытые и безыдейные

Откуда же растут ноги сегодняшнего пофигизма? Давайте копнем поглубже…

Первый корень зла — эмоциональное выгорание страны после бурного столетия. Руководитель аналитического отдела ВЦИОМ, социолог Леонтий Бызов (Москва) считает, что фундамент безразличия заложили социальные катастрофы прошлого века: революции, войны, изменения государственного устройства. Общество перенапряглось и выгорело эмоционально. И гори теперь все хоть синим пламенем! Плюс аморфность и пассивность объясняются тем, что активная часть, неравнодушная, первой вымирала в социальных катастрофах.

— Заметили, что диаспоры ведут себя более сплоченно? — спрашивает Бызов. — Это связано с тем, что многие из них в 20-м веке пострадали меньше, чем русская нация.

Второй корень зла — выросло поколение, рожденное в эпоху отсутствия ценностей. В Советском Союзе быть пофигистом было непристойно и постыдно, вспоминает Андрей Шестаков. Такие люди не становились пионерами и октябрятами, на собраниях и в стенгазетах пофигистов клеймили позором. Не дудеть им в горн, не стучать в барабаны и не стоять около портретов вождей. Следили за отсутствием пофигизма в учебе, работе и даже в личной жизни. В 90-е национальной идеи не стало, а сегодняшняя молодежь — это как раз поколение, рожденное в те годы. И теперь можно быть кем угодно — бездельником, лоботрясом, неверным супругом и, конечно же, пофигистом. Ура, товарищи!

Третий корень зла — рост уровня благосостояния общества. Следствие этого — независимость людей, когда знать соседа по лестничной клетке совсем не обязательно. Александр Губарев вспоминает пример своих родителей, старшего поколения. Люди жили в стесненных материальных условиях, часто в коммуналках. И там царила атмосфера взаимовыручки. Сегодня одалживаешь ты, завтра — у тебя. Сытое же брюхо, как говорится, к ученью глухо. И к взаимовыручке.

Помимо общих факторов, которые привели к массовому пофигизму, есть и те причины, которые послужили развитию безразличия в работе.

Причина первая. На рынке труда условия диктует не работодатель, а соискатель. После кризиса 2008 года, когда из многих компаний увольняли чуть ли не толпами, право выбора опять перешло на сторону соискателя. Недавнее исследование компании HeadHunter еще раз это подтвердило, сообщив, что в регионе идет рост ожиданий соискателей по заработной плате. За ним, видимо, подтянется и предложение работодателей, как это случилось в ноябре 2013-го, придя к средней отметке в 25 тыс. рублей в месяц. Так что и пофигистам теперь, видимо, придется платить больше. Увы, пока хвост виляет собакой.

Причина вторая. Деньги как самоцель на работе. Владелец знаменитого интернет-ритейлера Amazon.com Джефф Безос в апреле этого года сообщил о том, что планирует ввести следующую практику. Раз в год каждому сотруднику Amazon можно написать заявление по собственному желанию, за что он получит премию до $5 тыс. Таким образом в компании борются с нелояльными сотрудниками и работниками-пофигистами, которых удерживает только заработная плата.

Бизнес-тренер Константин Харский называет компании, в которых сотрудники работают только ради зарплаты, цирком: звери тоже работают за еду. А если в соседнем шапито поманят подачкой посытнее — никакие клетки ваших зверей не удержат. Вот почему как-то по фигу на репутацию компании, общее дело и конечный результат работы всей команды. Поэтому, по мнению Андрея Шестакова, малейшая просьба руководителя или коллеги о безвозмездной помощи воспринимается в штыки.

Причина третья. Отсутствие профессионального интереса. Эта причина напрямую взаимосвязана с причинами социального безразличия. Леонтий Бызов отмечает, что сотрудники перестали ценить работу за возможность расширения кругозора, установления полезных связей, перспектив продвижения по карьерной лестнице. Отсюда и работа от звонка до звонка и выполнение поручений, не выходящих за установленные рамки.

Источник: социологическая служба «Ваше мнение!».

Результаты инициативного телефонного опроса среднего населения г. Воронежа в возрасте 18 лет и старше. Сроки проведения опроса — 15-19 мая 2014 г. Объем выборки: 200 респондентов, что гарантирует статистическую погрешность, не превышающую 5,7% при уровне доверительной вероятности 90%. Выборка случайная, стратифицированная по номерам АТС Воронежа, с дополнительным контролем связанных половозрастных квот на этапе отбора конкретного респондента в домохозяйстве.

Тебе повезло, ты не такой, как все…

Как можно изменить ситуацию? Что касается общества в целом, то здесь мы наблюдаем некоторые подвижки.

— На мой взгляд, именно сейчас в обществе наметился поворот, — оптимистичен Андрей Шестаков. — Не было бы счастья, да несчастье помогло. События на мировой арене сплотили россиян. Нам становится не все равно, что происходит с нашими соседями. Поток патриотизма поднимет на гребень волны и многие компании. Мы начинаем внимательнее относиться друг к другу.

Как же бороться с пофигизмом в отдельно взятой компании? Есть несколько рекомендаций экспертов для руководителей.

Рекомендация первая. Максимально информируйте сотрудников о происходящем в компании.

— Безразличие сотрудников можно преодолеть, — уверен замдиректора по развитию «Графского» (бренд «Графская кухня») Алексей Степанов. — В нашей компании мы на собраниях рассказываем о реальном положении дел, объясняем, почему важен тот или иной вопрос, как он отразится на каждом. Мы помогаем даже рядовому сотруднику ощутить свою причастность к какому-либо достижению компании, решению проблемы — закрываем многие вопросы при помощи мозговых штурмов.

Рекомендация вторая. Делегируйте ключевым сотрудникам ряд управленческих функций.

То есть не поставьте себя на место подчиненного, а поставьте подчиненного на свое место. Бизнес-тренер Елена Матвиенко считает, что многие сотрудники пренебрежительны к работе из рассуждения: «Я работаю на дядю, а не на себя. Зачем лезть вон из кожи?» Выход  — предоставить сотруднику некоторые из управленческих функций, пусть их будут единицы, но они будут. И даже когда в подчинении у новоиспеченного «управленца» один человек, ответственность повышается. Как я могу быть пофигистом, если отвечаю не только за свой результат? Какой пример я подам? Компании, в которых кадровая политика строится на взращивании управляющего звена из своих же сотрудников, как правило, от пофигизма страдают гораздо реже.

Рекомендация третья. Начать с себя.

— У одного из моих знакомых топов из очень крупной компании уволился дед-вахтер, — рассказывает Андрей Шестаков. — Старый обычный дед. Он устал от работы и решил пойти на покой, выращивать на своих грядках помидоры. В компании же он проработал не один десяток лет. Так после его увольнения топ заставил кадровый отдел его разыскать, выяснить причины увольнения. Не обижен ли чем дед? Этому топу было не все равно. А вам?

Справка

Интересно, что в классической философии безразличие считали положительным качеством, даже синонимом житейской мудрости. А в современной есть ряд ученых, выделяющих счастливое безразличие — наступает от избытка материальных благ.

Коментарии

Валерий Борисов, владелец топливной компании «Калина Ойл»:

Тебе по фигу? Ну и мне по фигу, что ты уволен!

— Небезразличных к работе сотрудников на рынке труда один из десяти. Остальные девять слоняются из кабинета в кабинет, имитируют бурную деятельность. Или просто сидят и ничего не делают, а ты их толкаешь к каждой задаче и ее разжевываешь, как младенцу: сходи туда, возьми это. К сожалению, на собеседовании трудно понять, пофигист твой будущий сотрудник или нет. Первое впечатление самое сильное, но и самое обманчивое. Вот через месяц уже заметно, что к чему. Наплевать на результат? Свободен! Зачем тратить время и компании, и человека?

Ирина Веретенникова, директор макрорегиона Юг компании HeadHunter:

Для инертных сотрудников можно создавать условия, в которых они принесут результат

— Если вы понимаете, что в компании работает пофигист, надо посмотреть, в чем причина такого отношения к работе. Конечно, есть какой-то процент людей, которых действительно невозможно ничем мотивировать. В остальных случаях компания должна занимать активную позицию. Создавать рабочие условия, в которых человек чувствует себя нужным звеном, понимает, что в компании все делают общее дело. В сотруднике нужно видеть члена команды, а не механизм системы. Когда сотрудник понимает, что именно его работа важна, что его пожелания слышат, хорошие идеи берут в работу, тогда он вовлечен и лоялен!

О пофигизме на форумах

(орфография и пунктуация сохранены):

Nop: «У нас всем все пофигу. Лежит на дорого — значит бухое однозначно. Все боятся во что-то запачкаться»

DGorgoN: «Конец лета, человек напился водки — заплыл за буйки и того… Позвали спасателей — те пришли, поплевали, сказали, слишком далеко, не успеем доплыть — не будем и пробовать, уже труп, пусть вызывают катер :)»

Doomer: «А ты покричи, покричи. Думаешь, выйдет кто-нибудь? Весь парадняк уши к дверям прижмет и слушать будет. Ботва! Они интересное любят...»

Сияющий Асинхраль: «Провели эксперимент недавно — разукрасили красным под кровь пацана лет 10 и положили его в переулке на землю так, чтобы было хорошо видать с проходящего мимо транспорта. Людей не то, что подошедших, но хотя бы скорую вызвавших нашлось очень мало»

Автор: Наталья Андросова


Комментарии