24 Июня 2014 года, 09:00

Экономическая ситуация сегодня предъявляет определенные требования к работе банков в корпоративном секторе. Так, если 5-7 лет назад ключевой задачей основных игроков банковского рынка было рискнуть и дать кредиты на развитие крупных инвестпроектов, то сегодня — выстроить сотрудничество на партнерских началах. В чем это проявляется и что обозначает, рассмотрим на примере одного из ключевых игроков рынка региона, тренды которого оказывают влияние на всю сферу — Центрально-Черноземного банка Сбербанка России.

Выбрать ориентир

Недавно на своей пресс-конференции председатель Центрально-Черноземного банка (ЦЧБ) Сбербанка Петр Колтыпин озвучил идею, которая компанией уже, по сути, реализуется. Речь идет о стратегии развития до 2018 года. Так, например, в 2014 году банк планирует увеличить объемы кредитования предприятий своей территории обслуживания до 400 млрд рублей. Однако, в приоритете задач новый руководитель банка на первое место ставит не столько работу над цифрами, сколько выстраивание новой стратегии взаимодействия с корпоративным сектором. Что сюда входит?

Работа с крупным бизнесом

Консалтинг. Под консалтингом Петр Колтыпин понимает не только выбор вместе с клиентом наиболее удобного режима работы с банком, информирование его об услугах и продуктах, но и аналитику сферы, где запускается новый проект.

— Мы должны не только обеспечить проект финансами, но и изучить нюансы производства, определить рынки сбыта, — заявил Петр Колтыпин.

Банковские сотрудники должны понимать эффективность стратегии корпоративного клиента не только для оценки его как заемщика, но и определять значимость его проекта для региона, при необходимости вести диалог с властью. По наиболее актуальным для региона вопросам (транспорт, промышленность) участвовать в формировании государственно-частного партнерства. А также оказывать консультационную поддержку на протяжении всего срока банковского обслуживания.

Анализ рисков и разработка способов их преодоления. В текущих экономических условиях этот вопрос стал особенно актуален. Петр Колтыпин привел пример, что в конце прошлого года конъюнктура рынка для животноводческих проектов была негативной. В последнее время ситуация стабилизировалась.

— 2/3 всех инвестиций ЦЧБ направляет в АПК, и мы планируем продолжать развивать это направление, — привел статистику руководитель банка. — При этом мы должны уметь защитить своих заемщиков, какая ситуация не возникла бы завтра. Мы должны вместе с ними проработать варианты снижения затрат, увеличения добавочной стоимости, чтобы они были готовы к любым рыночным условиям. Это касается всех сфер, не только АПК.

Петр Колтыпин также заметил, что банк должен помогать находить выход из кризисной для конкретного проекта ситуации. Уже сейчас в 95% случаев бизнес, попавший в такую ситуацию, при участии банка удается спасти.

Индивидуальный подход. ЦЧБ сейчас на пути, по выражению его руководителя, к созданию своеобразных клубов в каждом регионе обслуживания, где средний и крупный бизнес сможет напрямую встречаться с топ-менеджментом и обсуждать накопившиеся вопросы. Такой проект банком уже запущен — «Стратегия и лидерство» Черноземья.

Малый и средний бизнес

— Только за первый квартал по нашему территориальному банку доля МСБ в кредитном портфеле выросла с 7% до 10%, — рассказал Петр Колтыпин.

Как удалось это банку, несмотря на непростые экономические условия? Благодаря созданию целого комплекса нефинансовых услуг для предпринимателей. Эта работа будет усилена по следующим компонентам.

Центры развития бизнеса. Помимо финансовых услуг Центры предоставляют предпринимателям дополнительные сервисы, направленные на развитие и повышение эффективности их бизнеса: в частности, консалтинговые услуги, семинары, тренинги не только от воронежских, но и общепризнанных российских и мировых бизнес-тренеров, успешных бизнесменов. В ЦРБ также действуют переговорные комнаты и конференц-залы, организованы специальные зоны для работы партнеров банка.

Портал «Деловая среда». Этот портал направлен не только на оформление онлайн-заявок на продукты Сбербанка, но и помогает установить сеть деловых контактов (найти партнеров по бизнесу и клиентов), узнать мнение авторитетных предпринимателей, составить бизнес-план, подготовить бухгалтерский отчет и т д.

Спецпродукты. При изучении кредита для создания нового бизнеса «Бизнес-старт» у клиента ЦЧБ есть возможность выбора из 10 специально подготовленных типовых бизнес-планов и более 60 аккредитованных франшиз. Также МСБ может пользоваться пакетными продуктами банка со специальными льготными условиями.

По подобию Европы

Вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов считает опыт оказания консалтинговых услуг банками в России скорее исключительным, тогда как в Европе он весьма распространен и достаточно эффективен. Какие у этой стратегии есть ограничения и возможности?

Ограничение. Олег Иванов отмечает, что банки стараются дать слишком пространную аналитику обо всей сфере бизнеса, где работает предприниматель или крупная компания. Между тем, он считает, что банкам лучше сосредотачиваться на предоставлении анализа финансовых рынков, консалтинге планирования бюджета и так далее. Полную же информацию о состоянии своей сферы бизнесмен может узнать из источников, которые на этом специализируются.

Возможности. В целом же эксперт оценивает выбранную стратегию как эффективную. Особенно важным моментом он считает помощь в подборе поставщиков при целевых кредитах (в Сбербанке этому способствует проект «Деловая среда»), информирование о механизмах господдержки. По его мнению, такие услуги необходимы малому и микробизнесу, способствуют его развитию, созданию новых проектов, а, соответственно в целом положительно влияют на бизнес-среду и экономику региона.

Впрочем, правильный ли путь выбрал Сбербанк, мы увидим в ближайшее время на примере его заемщиков. 


Комментарии