22 Мая 2014 года, 09:00

Президент – председатель правления ВТБ24, бывший министр финансов Михаил Задорнов всегда дает интересные оценки событиям в макроэкономике. DF поговорил с экспертом: является ли нормой то, что Воронеж постоянно берет в долг у банков.

«Многие города и регионы скоро подойдут к пропасти. Воронеж не в их числе»

— Сегодня ряд регионов и, соответственно, областных центров оказались в непростой ситуации. С одной стороны, есть четкое распоряжение из майских указов президента: довести уровень зарплат бюджетников до среднего по региону. И не выполнить задачу нельзя. С другой стороны, фактически свернулась поддержка Минфина: если 2-3 года назад регионы могли получать на развитие территорий бюджетные кредиты под 2-3% годовых, то сейчас этот инструмент применяется крайне редко, в особых случаях. Таким образом, областные центры и регионы увеличивают разрыв между своими финансовыми возможностями и ресурсами на выполнение приоритетных задач. При этом сокращается один из главных источников доходов для крупных территорий — налог на прибыль. Крупные компании как налогоплательщики перераспределили свои доходы и убытки, «сэкономив» на налогах. Совокупно в прошлом году прибыль российской экономики снизилась на 17%.

Мне, как экономисту, совершенно очевидно, что через пару лет около 20 регионов окажутся в очень сложной ситуации. До банкротства областей и крупных городов вряд ли дойдет, но предстоит тяжелая работа по реструктуризации долга, достижению договоренностей с Минфином и так далее. Мы уже, кстати, через это проходили: вспомним Казань или Камчатку.

Могу сказать, что Воронеж в этой группе риска не находится. Хронический дефицит бюджета на уровне 350-400 миллионов рублей при соответствующем уровне доходной части (около 15 млрд рублей. — Прим. ред.) — это нормально. Стандартом для крупных городов считается величина займа до 50% от бюджета. Главное, чтобы этот дефицит не рос бесконтрольно.

«Воронежу еще  повезло с условиями кредитования»

— Во многих случаях наиболее разумный инструмент для покрытия дефицита городского бюджета — это банковский кредит. Многие сетуют, что на Западе города для развития своих экономик получают займы под 1-2% годовых. Но могу сказать, что Воронежу крупно повезло, если город успел в предыдущие годы получить банковские кредиты на многомиллионные суммы под 9%. После событий на Украине ставки уже фактически выросли на 1-1,5%. И 3 года — срок, на который ваш город обычно берет ссуды, — что бы ни говорили, все-таки считается длинным. Это не полгода-год, а на 5 лет городам банки дают деньги редко.

«Городской бюджет не должен финансировать бизнес. Ему просто надо не мешать»

— Даже в условиях постоянного дефицита бюджета городская власть должна соблюдать баланс интересов: поддерживать все отрасли одновременно. Не только, скажем, социалку, но и бизнес, и крупные инфраструктурные проекты. Да, когда вы говорите, что в бюджете Воронежа на 2014 год на поддержку предпринимательства заложили всего 3 миллиона рублей, это звучит смешно. Но баланса интересов можно достичь другим способом. Например, то же малое предпринимательство не должны городские власти финансировать. Пусть этим занимаются специальные областные фонды, банки. А помощь городской власти должна заключаться в том, чтобы просто не мешать развитию бизнеса: нужны хорошие условия по арендным ставкам, подключение к сетям, возможность доступа к госзаказу.

«Инвестиционный потенциал можно развивать быстрее»

— Для наращивания доходной части бюджета Воронежа есть инструментарий. Это формирование инвестиционного потенциала города. Да, некоторые скажут, что это из области теории. Но ведь у нас все хотят получить результат быстро и без приложения сверхусилий. А так не бывает. Однако и за короткий срок, всего 3-4 года, можно увидеть результат: переместиться из точки привлечения инвесторов к конкретным реализованным проектам, формирующим доходную часть бюджета. Посмотрите на Калугу, на тот же Липецк: зависимость бюджета от металлургического комбината за последние годы снизилась, и это результат работы с инвесторами.


Комментарии