29 Мая 2014 года, 12:32

По словам руководителя компании «Мясо Черноземья» Елены Родионовой, концепция «купи-продай» уже не устраивает учредителей бизнеса. В нынешних экономических условиях схема, безотказно работавшая в последние 2 с лишним десятилетия, теперь не является такой привлекательной. Владельцы компании из-под Ельца намерены создавать прибавочную стоимость за счет переработки.

Грязное дело?

Представления людей об отрасли убоя и разделки скота, могут не совпасть с тем, что мы увидели, побывав на этом предприятии. Окруженная побеленным бетонным забором база, чистая асфальтовая площадка. Грязи от мясного цеха, который находится в паре километров от села Хмелинец, не больше, чем от иных производств в городской черте. Как говорят владельцы компании, за все время работы у убойного и разделочного цехов не было претензий со стороны санитарных и экологических служб.

— Бизнес у нас специфический, но мы оптимистичны. В мае принят новый техрегламент, который запрещает дворовой забой скота. Раньше на рынок допускалось мясо, осмотренное ветеринаром в частном подворье. Но все это, безусловно, прошлый век и теперь категорически запрещено. В связи с этим нововведением мы ожидаем роста количества поставок скота примерно на треть, — рассказывает директор «Мяса Черноземья».

Елена Родионова –  молодая женщина с доброжелательным взглядом и  энергичной походкой,  в бизнесе с 20-летнего возраста, хоть и закончила физико-математический факультет, иного пути для себя не видела. Стала у руля компании она при трагических обстоятельствах, после гибели отца — бизнесмена Юрия Дятлова, который основал здесь предприятие в 2006 году. «Мясо Черноземья» — новая компания, ориентированная на переработку, основана в прошлом году на базе мясоперерабатывающего комбината «Луч». Она будет работать в сегменте мясных полуфабрикатов и колбасных изделий. У «Луча» и «Мяса Черноземья» 3 учредителя, все они принимают активное участие в работе предприятия, но оперативное руководство доверено Елене. Совладельцы отдали должное ее знаниям и энергии. Она не только директор и совладелец, но и депутат райсовета, сейчас поступает на учебу по президентской программе обучения управленческих кадров.

Уйти от «купи-продай»

— Пока наш бизнес это фактически купи-продай, производства как такового нет. Поэтому и было принято решение строить цех полуфабрикатов. За этим будущее. Мало ли какие изменения могут произойти на мясном рынке, — рассуждает молодая руководительница.

Цех переработки на стадии проектирования. Площадь будущего помещения для производства полуфабрикатов и колбас составит около 500 м2. Сейчас учредители и менеджеры «Мяса Черноземья» заняты точными расчетами оптимальных параметров производства: ассортимента, объема выпуска продукции. Выбрано подходящее оборудование. Пельменный аппарат собираются покупать в Ижевске, фаршемешалки, котлетная установка, коптильня тоже будут отечественные. Уже разработан дизайн этикеток, под которыми намечено выпускать продукцию нового бренда. Первые шаги в направлении переработки фактически сделаны, и теперь стратегия развития бизнеса четко и необратимо ориентирована на производство. «Мясо Черноземья» уже сейчас производит и реализует котлетный фарш, вырезку, и множество видов субпродуктов. Хотели делать и котлеты, но решили подождать, когда для этого будут все условия.

Однако, по мнению экспертов, объединять забой и переработку достаточно рискованный шаг.

— Не обязательно себестоимость такой продукции будет ниже, чем у тех, кто закупает мясо в полутушах. В какие-то моменты это может быть, а в какие-то — нет. Эта модель будет устойчивой только в том случае, если производство ориентировано на локальный рынок и проведена грамотная маркетинговая и рекламная политика. Локальному рынку легче  доказать, что это лучший продукт. Там же перспективно развивать и рынок субпродуктов. А на рынке убоя сейчас конкуренция фактически не развита. Но все может измениться с приходом в этот сегмент крупных инвесторов, — считает президент Мясного союза России Мушег Мамиконян.

В ожидании усиления

А пока основная специализация предприятия — забой и разделка скота, мощность до 100 тонн в месяц. Практика показала, что для эффективной отдачи необходим объем не менее 85 тонн, который, по словам представителей компании, сейчас обеспечен. Однако, по словам директора, этот бизнес подвержен сезонным колебаниям и не всегда удается загрузить цех на полную мощность. С декабря по март приходится выпрашивать у животноводов каждую корову.

Вопреки обывательскому мнению, бизнес этот не является высокомаржинальным.

— Говядину 1-й категории мы в среднем берем по 138 рублей, продаем по 145, пытаемся брать объемом, грузим по 10-15 тонн. С цены имеем от 5 до 10 рублей, и то с учетом НДС. Вы звоните, мы присылаем абсолютно бесплатно свою машину. Привозим, забиваем, оплачиваем мясо, либо его забирают со справкой, которую выписывает наш ветврач, и фермер его реализует по своему усмотрению, — поясняет Елена Родионова.

Впрочем, около 90% поставщиков предпочитают не забирать туши после убоя. Рост поставок с вступлением в силу нового технического регламента может потребовать двухсменного графика или дополнительного рабочего дня. Убой и разделка — дело хлопотное. Штат сейчас составляет 35 человек, а в случае открытия цеха переработки потребуется еще 20. 

Скот везут сюда даже за 400 километров. Поставляют как из хозяйств на тысячу голов, так и из частных подворий.  Команда молодых менеджеров, мясного предприятия, прорабатывает разные сценарии развития бизнеса. Решить проблему сезонности могло бы собственное стадо. Благо, географическое расположение к этому располагает. Даже 500 голов крупного рогатого скота (это месячная загрузка убойного цеха) могли бы положительно сказаться на стабильности работы компании, но пока в приоритете переработка.

По словам директора, компания уже окупила себя и выходит на уровень рентабельности. Но практически вся прибыль сейчас направляется в инвестиции. Кроме этого решили кредитоваться в Сбербанке. По самым скромным прикидкам, для строительства цеха полуфабрикатов и колбас нужно 5 млн рублей. Банк уже одобрил идею, но для окончательного решения нужен готовый проект. Бизнес-план компании победил в конкурсе проектов малого бизнеса в сфере АПК Сбербанка — как лучшая идея в сфере переработки. Победа в конкурсе в данном случае не поощрение за сотрудничество, а приглашение к нему. Пока же идет только кассовое обслуживание расчетных счетов.

— Было приятно получить грант. Еще никто не дарил нам даже таких денег, обычно, наоборот, просят. Теперь предпочитаем надежное сотрудничество. Мы уже обожглись, когда работали с Липецким областным банком. Когда у него отозвали лицензию, на расчетном счете «зависло» 700 тысяч рублей, которые нам перечислили за поставленное мясо. Перспектив их возвращения пока нет, — рассказывает Елена Родионова.

Стучаться во все двери

Конкуренции на рынке убоя здесь не боятся. Подобных предприятий в округе совсем мало. А вот с реализацией сложнее. Мясокомбинаты Москвы и Подмосковья буквально завалены белорусским мясом, которое хоть и жирновато, но на 10-15 рублей за килограмм дешевле отечественного. Поэтому нужно диверсифицировать сбыт. Часть идет на мясокомбинаты региона, часть в предприятия общественного питания, часть реализуется через госзаказ, например, в воинские части. Предприятие развивает собственную розницу, а также пытается выйти на крупные сети: «Линию», «Магнит». «Мясо Черноземья» уже сейчас реализует около 50 видов продукции. Через свои киоски расходится в основном ливер. Этот рынок оказался очень интересным, сейчас он на подъеме. Ножки берут кафе кавказской кухни для приготовления хаша, языки — расходятся по ресторанам, ливер и наборы для холодца раскупают пенсионеры. Администрация Елецкого района подает пример эффективного взаимодействия муниципальной власти и бизнеса: построила павильон на рынке и по низкой цене сдает его «Мясу Черноземья» в аренду. Хороший эффект дала и реклама в местных СМИ.

Не секрет, что мясной рынок высоко конкурентный. Но предприятие из-под Ельца демонстрирует, что даже при отсутствии свободных ниш грамотный менеджмент, диверсификация всех этапов бизнеса, использование любой возможности для продвижения позволяют не только удерживать позиции, но и думать о развитии.


Комментарии