21 Мая 2014 года, 14:15

6,5 млрд рублей уже задолжал Воронеж банкам. Плюс почти каждый квартал депутаты Гордумы одобряют привлечение нового кредита: для покрытия кассового разрыва бюджета, помощи МУПам и т. д. Когда мы, воронежцы, будем отдавать этот долг и — главное — как?

Банковская зависимость

— Рано или поздно за все придется платить, — считает гендиректор «Финиста» Сергей Лукьянов. — И я не хочу, чтобы по долгам города платил я и мои близкие, платили мои потребители, которые будут жить в домах элитного уровня, но подъезжать к ним по дорогам с ямами. Мы видим, чем обернулись для жителей Украины бесконечные займы. Да, это другой, глобальный уровень долгов. Но даже города не должны идти по похожему пути!

Весной дефицит годового бюджета Воронежа увеличили в очередной раз — он составил 380 млн рублей (2,5% от расходов). До этого планировалось занять на 100 млн меньше. Размер общего долга в очередной раз вырастет.

Надо сказать, что проблема растущего долга сейчас обсуждается в руководстве страны. Так, в начале апреля Кремль выразил серьезную обеспокоенность долгами регионов. Ведь, по подсчетам Standard & Poor's, из 83 субъектов Федерации лишь 20 смогут к 2015 году обеспечивать бюджетный профицит или приемлемый размер задолженности. Это повышает зависимость остальных 63 регионов от федеральных дотаций и риск получить дефолт по своей задолженности, пишет Forbes. Понятно, что весомую долю долгов регионов составляет задолженность областных центров, Воронеж не исключение.

Означает ли это, что город постепенно засасывает трясина долговых обязательств? И не повеет ли болотным запахом этой трясины на жителей? Да, сегодня за счет банковских денег город может тратить, не урезая расходов. А что будет завтра, когда настанет время платить?

Не придется ли воронежцам, нам с вами, расплачиваться за заемщика? Пусть не деньгами, но снижением уровня жизни: в какие детские сады будем водить детей? Будут ли вообще они тогда, новые детские сады? Каким будет качество дорог, по которым мы ездим? Например, Томск остался без строительства новых дорог и парковочных мест в этом году как раз из-за дефицита бюджета.

На эти вопросы мы постараемся ответить вместе с экспертами. При этом не будем рассматривать политический аспект темы, а сконцентрируемся на анализе экономики и финансов города.

Удержать баланс

Мнения экспертов о том, в какой сейчас финансовой ситуации город, разделились на прямо противоположные.

Точка зрения № 1. Жизнь в долг с каждым годом усугубляет финансовое состояние города. Директор воронежского филиала СРО арбитражных управляющих «Авангард» Игорь Вышегородцев считает, что экономику города в определенном смысле можно сравнить с экономикой предприятия. Когда компания постоянно перекредитовывается, наращивая кредиторскую задолженность, то часто это заканчивается плачевно: банкротство со всеми вытекающими последствиями.

— В Америке уже ввели процедуру банкротства муниципальных образований, — Вышегородцев настроен скептически. — Конкурсный управляющий и распродажа имущества. Город Детройт, который был признан банкротом в прошлом году, — вот яркий пример.

В Детройте по вечерам лучше не выходить из дома: часть улиц не освещается, тротуары упираются в пустыри и полуразрушенные здания с выбитыми окнами, на перекрестках открыто торгуют наркотиками, многие дороги закрыты, а дома продаются за $1… А когда-то это тоже был миллионный город. Даже больше — автомобильная столица Штатов. А в другом обанкротившемся городе США — Стоктоне — резко возросла преступность. Конечно, для Воронежа такой сценарий звучит как несбыточная страшилка об инопланетянах. Но вряд ли бы нам хотелось хоть на шаг приблизиться к состоянию американских городов-банкротов.

Правда, пока Воронеж еще далек от задолженности Детройта. Однако экс-председатель Арбитражного суда Воронежской области Виктор Анохин не считает это поводом для ликования: банковские кредиты этого года неминуемо приведут к росту дефицита бюджета в следующем году. И пока ничего принципиально не изменится в бюджетной политике — замкнутый круг.

Точка зрения № 2. Дефицит бюджета — нормальное, плановое состояние городской экономики. Тратить — это хорошо. Так считает завкафедрой экономики и управления организациями экономического факультета ВГУ Юрий Трещевский. Государство всегда нацелено на то, чтобы больше тратить, город как муниципальное образование не исключение.

— Муниципалитет должен больше потреблять, — рассуждает экономист. — Это способ активизировать экономику, предотвратить кризис. Например, заняли 300 миллионов на строительство дорог. Значит, будут привлечены новые хозяйственные организации. Повысится спрос на строительную продукцию. Будут трудоустроены новые кадры. Они пойдут тратить зарплату в воронежских магазинах. Иными словами, сработает мультипликативный эффект. Так, каждый рубль, вложенный в строительство, дает городу 3 рубля.

Бюджет города в отличие от предприятия формируется не от доходов, а от расходов. Сначала закладывается, на что нужны деньги в этом году. А потом — как покрыть расходную часть.

О том, что нынешнее состояние бюджета никак не скажется на качестве жизни в городе, рассуждает декан факультета экономики и управления ВГАСУ Валентин Гасилов:

— Пока долг не влияет на жизнь города. Бюджетникам даже повысили зарплаты. Если бы мы были на грани банкротства, то вряд ли бы это сделали.

Более того, Гасилов считает, что Воронеж берет кредиты «сдержанно». Например, его сосед Белгород закредитован в разы больше.

— Это не говорит о том, что мы жлобы, — поясняет эксперт. — Просто у Белгорода есть возможность быстрее отдать. Но, как видите, ничего страшного в активной кредитной политике нет. Более того, она помогает быстрее преодолеть экономический спад за счет того же мультипликативного эффекта.

Найти вектор

Итак, по мнению одних экспертов, нашу лодку уже начало заливать водой, а по мнению других, мы хотя и медленно, но без существенного шторма движемся по водной глади. В первом случае нужно спасать ситуацию, а во втором, напротив, есть способы двигаться вперед не на веслах, а на моторе — еще быстрее и увереннее. Мы вместе с экспертами проанализировали обе ситуации на предмет того, что можно сделать.

Ситуация первая, «все плохо». Нужно увеличивать доходы и сокращать расходы.

Когда у частного предприятия большие долги, то акционеры либо вкладывают собственные деньги, либо берут новые кредиты, параллельно стараясь увеличить доходы и сокращая расходы. В случае с муниципалитетом все еще сложнее. Увеличить доходы города быстро вряд ли возможно: за этим стоит кропотливая работа по созданию инвестклимата, наращиванию инвестиций и т. д. А это в том числе новые вложения. Работа по этому направлению в Воронеже ведется, но это тема для отдельного исследования.

Что же можно реально сделать в текущих условиях? Понятно, что оздоровление экономики подразумевает комплекс мер, описать который в рамках журнальной статьи невозможно. Поэтому поговорим лишь о наиболее важном, с точки зрения экспертов. Так, антикризисные управляющие считают, что можно и нужно сократить все «необязательные» расходы.

— Как можно выделять деньги на ту же поддержку предпринимательства, если в бюджете дефицит? — удивлен Игорь Вышегородцев. — Да, 3 миллиона — это копейки, но тем более зачем ими разбрасываться, если эффект все равно вряд ли будет? Их и то в бюджете нет.

Логика арбитражного управляющего проста: оставить в структуре расходов только то, что наиболее необходимо, без чего нельзя обеспечить жизнедеятельность города. Он затрудняется подсчитать, насколько и какие конкретно статьи расходов можно урезать. Но, например, считает, что можно сократить хотя бы сумму на ремонт дорог (на развитие транспортной системы города выделен 1 млрд 278 млн рублей).

— А почему бы и нет? — делает достаточно смелое утверждение в спорном вопросе Вышегородцев. — Когда у вас нет денег на черную икру, то вы едите колбасу из туалетной бумаги. Или идете в банк, закладываете квартиру и на взятый кредит покупаете икру. Но потом остаетесь без квартиры. Что лучше: ездить по разбитым дорогам или взять кредит у банков под залог муниципального имущества (например, больницы), а потом остаться без части больницы, каких-либо ее хозяйственных пристроек либо какого-то другого муниципального имущества?

То есть в условиях, когда быстро увеличить доходы практически невозможно (чтобы повысить те же налоговые отчисления, нужно сначала сделать инвестиции и предоставить субсидии, на которые денег нет), Вышегородцев предлагает сократить расходы на все, что не является жизненно необходимым в данный момент. Например, на ремонт и строительство дорог, поддержку предпринимательства, строительство спортивных объектов и так далее.

Ситуация вторая, «все нормально». Дефицит бюджета в пределах нормы, но можно найти точки роста — увеличить доходы. Несмотря на относительно устойчивое состояние бюджета, его можно оптимизировать, если сделать упор на сферы, дающие мультипликативный эффект, считает Валентин Гасилов.

— Сокращать расходы на какие-либо сферы невозможно, — рассуждает экономист. — Да, приличные суммы выделены на культуру (674 млн рублей. — Прим. ред.) и спорт (461 млн. — Прим. ред.), но это необходимые статьи расходов, на это денег даже не жалко. Нужно наращивать вложения в строительство. В этой сфере трудится около 50 тысяч человек. И нужно же их загружать достойным объемом работы, чтобы Крым строить не убежали, — иронизирует эксперт. — Посчитайте, какой будет от них только налоговая отдача. А налоги — одна из основных статей доходов бюджета. Это то, из чего построят очередной социальный объект для наших детей.

Гасилов предполагает, что вложения в строительство могут осуществляться как через стандартные муниципальные заказы (на школы и другие объекты), так и через государственно-частное партнерство. Например, частный инвестор может софинансировать капитальные вложения в те же детские сады, а потом город компенсирует ему затраты. Экономист подчеркивает, что одно рабочее место в строительстве ведет к появлению еще 5-10 в смежных сферах. А это новые налоги, возможность создания нового бизнеса (например, стройматериалы), новые покупки в магазинах, новые магазины и новый производственный бизнес — например, тех же продуктов питания.

Правда, аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко слегка подрезает крылья такому оптимистичному прогнозу. Он считает, что, вложив, допустим, 580 млн рублей в строительство школы, учитывая рентабельность строительства муниципальных объектов на уровне порядка 5%, город может рассчитывать на поступления в бюджет порядка 5-10 млн рублей. Прежде всего благодаря налоговым отчислениям. По смежным же отраслям он не прогнозирует бума — такие небольшие стройки не приносят видимого эффекта. Тем не менее понятно, что даже такой результат для экономики города важен и нужен.

Оценки финансового состояния города и дальнейших шагов — вопрос неоднозначный. Послушаем и других экспертов. Читайте завтра на нашем портале интервью с президентом ВТБ24 Михаилом Задорновым.

 

Справка. Основные статьи доходов бюджета Воронежа-2014

  • Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней — 6 млрд 772 млн рублей.
  • Налоговые доходы — 5 млрд рублей.
  • Неналоговые доходы (штрафы, продажа и аренда муниципального имущества) — порядка 2 млрд рублей.

Источник: сайт мэрии Воронежа, newsnn.ru.

Бюджет Воронежа-2014:

  • 15 млрд рублей — доходы,
  • 15,38 млрд рублей — расходы,
  • 380 млн рублей — дефицит.

Справка

Детройт — город в США, признанный банкротом в декабре 2013 года. Бюджетный дефицит — 18 млрд долларов. При этом расходы города все время сокращаются, дефицит бюджета уже давно превышает положенные 10% (дефицит бюджета в пределах 10% экономисты называют нормальным положением вещей).

 

 

Авторы: Артем Сокольников, Наталья Андросова


Комментарии