30 Апреля 2014 года, 12:43

Небольшой мясной бизнес из Орла стремится наладить полный цикл производства. В «Сабуровской крепости» считают, что полный контроль над производственной цепочкой сможет обеспечить по-настоящему домашнее качество продукции. Удастся ли компании выполнить задуманное?

Добро пожаловать

Знакомство DF c малым бизнесом орловщины началось с торгового зала на окраине областного центра. Учредитель и гендиректор компании «Сабуровская крепость» Николай Скворцов встречал нас на крыльце. Только что закончился Великий пост, и прилавки в мясном отделе напоминали эпоху советского дефицита, ассортимент был представлен в основном пельменями и другими полуфабрикатами.

— Мы торгуем мясными продуктами только собственного производства. А они у нас не залеживаются, к тому же срок хранения колбас и рулетов, приготовленных без консервантов, всего пять суток, — поясняет Николай Скворцов. — К Пасхе все размели. Партию туш должны привезти после обеда, поэтому сейчас готовимся к новым трудовым подвигам.

Мясной цех, расположенный в цокольном этаже того же здания, скорее, напоминает кухню провинциального ресторана. Несколько больших мясорубок, жарочные шкафы, газовые плиты, раритетная деревянная мельница для перца. Двое мастериц в белых халатах проворно режут мелкими кубиками сало, еще одна шинкует лук. Везде чисто, пахнет только луком и свежим салом. Никаких страшилок, которые любят рассказывать о мясном производстве, нет. Все, кто здесь работают, сами употребляют в пищу мясные продукты только собственного производства. Проходим дальше: большой светлый зал кафе, которое недавно открыл Скворцов. В основном его заказывают на праздники и семейные торжества. В обычные дни посетителей не набирается. Сказывается географическое положение и скудный бюджет большинства местного населения.

— Эх, находились бы мы в центре города, то было бы совсем другое дело, — вздыхает Скворцов. — Но все равно у нас есть клиенты, которые едут за нашими продуктами через весь город. Последние наши новинки — пицца и колбаски для барбекю — вызывают по субботам настоящий наплыв посетителей.

Фермерские корни

Начал свой путь в бизнесе Николай Скворцов более 20 лет назад. Уйдя с разваливающегося машиностроительного завода, основал фермерское хозяйство в Сабурово. Выращивали картофель, овощи, сами продавали на ярмарках или в киоске. Доход от овощеводства направляли на строительство свинарника. Через некоторое время удалось открыть мини-свиноферму на 100 голов. Но торговлю семья Скворцова все равно видела локомотивом развития своего бизнеса.

Впрочем, когда 5 лет назад удалось ввести в строй 3-хэтажное здание торгового центра, Скворцов решил не только выращивать и продавать мясо, но и наладить собственную переработку. Цены на свинину тогда резко упали, рынок был наводнен блоками мороженого польского мяса. Рентабельность была нулевая, продать мясо стало практически невозможно. Стало понятно, что перерабатывать продукцию выгоднее. Предприниматель вместе с женой, которая в семейном предприятии выполняет работу бухгалтера, и дочерью — технологом, взялись за дело. Изучали старые рецепты, советовались со специалистами, придумывали что-то свое. Тогда же появился и бренд «Сабуровская крепость». Орловчане начали знакомиться с продукцией семейного предприятия на ярмарках выходного дня, неизменным участником которых был Скворцов. Однако полный цикл производства и реализации работал недолго. Собственную ферму все-таки пришлось закрыть, так как выгоднее стало закупать свежие туши. Сейчас мясо закупается на Белгородчине. Привозятся цельные туши со всеми субпродуктами. Перерабатывается почти все, производство фактически безотходное.

— Я хочу, чтобы люди сказали: да, это настоящее мясо. Пожалуй, лучшая реклама — народная молва, когда человек подошел, попробовал и рассказал другим, — считает предприниматель.  

«Сабуровская крепость» сейчас на пороге перемен, как количественных, так и качественных. Дополнительным стимулом к этому стало открытие супермаркета прямо под боком у семейного бизнеса Скворцовых. Это стало серьезным испытанием для предприятия. Кассовая выручка упала в 4 раза. Полгода работали «в минусах», подумывали даже о закрытии бизнеса. Но затем стали пересматривать предложение. В торговле основную ставку сделали на продукты собственного производства, освоили выпечку, салаты, расширили мясной ассортимент.

К новой реальности

Сейчас Скворцов бурлит идеями. С помощью кредита Сбербанка ему удалось купить здание бывшей заводской столовой, где он собирается открывать новый современный цех, сохраняя при этом и старый, а также обновить оборудование.

Объем производства планируется с нынешних 500 кг за смену увеличить в 5 раз. Фаршемешалки, набивочные шприцы, варочные термодымовые камеры на 300 кг загрузки, дымогенератор, измельчитель, превращающий фарш в сметанообразную массу для сосисок, — на все это потребуется 7 млн рублей. Скворцов, как эксперт по станкам и оборудованию, подсчитал, что оно должно окупиться за 1 год и 8 месяцев. Сейчас он в ожидании ответа от Сбербанка. С залоговой базой все в порядке, стоимость активов в несколько раз превышает желаемый размер кредита. Обновление и расширение должно, по задумке предпринимателя, обеспечить выход на новые рынки и «красивую обертку», которую любят сетевики. Современные варочно-коптильные печи обеспечат равномерный золотистый цвет. Рулеты будут не связываться ниткой, а упаковываться в специальную термостойкую сетку.

Не прочь бизнесмен вернуться и к содержанию своего поголовья. У местной ассоциации предпринимателей «Орловское качество», в которую входит и «Сабуровская крепость», есть замысел обратиться к местным властям, с просьбой передать строившиеся по федеральной программе при губернаторе Строеве здания животноводческих комплексов, которые теперь находятся в запустении. Главное — убедить власти, что местные предприниматели смогут эффективно использовать это имущество. Николай Скворцов считает, что восстановление своего поголовья было бы целесообразным и полезным для всех участников рынка:

— Продукция из купленного мяса, все-таки не имеет того «домашнего» вкуса, который привлек первых потребителей.

На весах рынка

Насколько жизнеспособны идеи предпринимателя? Эксперты выделяют возможности и ограничения.

Возможности

Спрос на натуральную продукцию растет. После участия в выставке «Золотая осень» в Москве мобильный телефон Скворцова разрывался от звонков. Представители столичных торговых сетей хотели видеть мясные деликатесы из Орла на своих прилавках, говорили, что их вкус напомнил им детство. Кроме колбас, рулетов, мясных полуфабрикатов в ассортимент предприятия входят такие экзотические наименования, как свиные желудки или уши. Продукция, конечно, на любителя, но у многих она вызывает ностальгию.

На местном рынке есть возможность избежать конкуренции с крупными производителями. И субпродуктовую колбасу и деликатесные рулеты и колбаски, объединяет, то, что все это сделано по почти домашним технологиям и фактически не имеет аналогов у местных производителей. В торговых сетях вал продукции, которую выдают крупные мясокомбинаты, она вся типовая, имеет большие сроки хранения, привлекательный внешний вид. А вот фирменные магазины, постоянные места на рынках — это путь для малого и среднего бизнеса.

Доступность источников финансирования. В последнее время семейному бизнесу удалось наладить хорошие отношения со Сбербанком. Николай Скворцов отмечает, что это «почти единственная» кредитная организация, которая идет на конструктивный диалог с заемщиком. Победу в конкурсе агропроектов Сбербанка для малого бизнеса бизнесмен воспринял как «хороший знак». «Сабуровская крепость» была отмечена за лучшую идею в сфере переработки.

Ограничения

Нужно поработать над товарным видом продукта. Продукция пока имеет ряд недостатков: она скоропортящаяся, да и товарный вид не магазинный. Колбаса, которая жарится на противне, может чуть подгореть, совсем как дома на плите. Однако, шаги, на которые сейчас идет предприниматель, как раз направлены на устранение этого недостатка.

Отсутствие программ господдержки. Экономика региона, как считает Скворцов, по многим параметрам отстает от соседей. Нет такого количества федеральных программ, как, к примеру, в Белгородской. Надежды на то, что ситуация изменится, Скворцов возлагает на нового губернатора.

По мнению директора ВНИИ мясной промышленности Андрея Лисицына, переработка, несмотря на ограничения, — благодатная тема для малого бизнеса. Тут можно выигрывать конкуренцию разнообразием рецептуры, ассортиментом и т.п. Звеном в схеме, которое нужно «подтягивать», убой и первичная переработка.

— На 1 тонну получаемого мяса нужно 20 тонн воды. А очистные сооружения — дорогое удовольствие. Для окупаемости такого производства его мощность должна быть минимум 10 тонн в смену, — считает эксперт.

К тому же, по его мнению, собрать и переработать все отходы предпринимателю очень трудно и обычно — нерентабельно. Однако пример Скворцова показывает, что это ему уже почти удалось.


Комментарии