15 Апреля 2014 года, 10:45

Индивидуальный предприниматель Наталья Паршина несколько лет назад выпекала хлеб, который раскупался жителями всего лишь нескольких кварталов левого берега. Сделав ставку на качество продукта, предпринимательница масштабировала свой бизнес, смогла занять долю в воронежских торговых сетях и начать конкуренцию с крупными хлебозаводами. На сколько хватит ресурса небольшого предприятия?  

Дело с начинкой

Это сейчас компания Паршиной имеет свое название — «Пекарь», и работает по жестким стандартам торговых сетей. 14 лет назад предпринимательница начала семейный бизнес по выпечке хлеба, который практически сразу раскупался жителями ближайшего микрорайона на Ленинском проспекте Воронежа. Сегодня «Пекарь» ежедневно отгружает в сети по 2,5 тонны хлебобулочной и кондитерской продукции 50 наименований (в среднем 10 тыс. штучных изделий).

Бизнес на выпечке хлеба в Воронеже представлен преимущественно крупными предприятиями, существующими еще с советских времен. Объемы выпуска у них несравнимо больше с теми, что может позволить себе «Пекарь». За счет чего небольшая компания старается выдержать конкуренцию?

Добавить изюминку

Наталья Паршина считает, что на стороне ее бизнеса сразу несколько факторов, которые формируют уникальное торговое предложение компании.

Фактор 1. Производственная инфраструктура. Оборудование большинства хлебзаводов в Воронеже — это активы советской эпохи. В ряде компаний они уже давно морально устарели, и предприятия делают ставку не на качество продукта, а на маркетинг или логистику. Паршина также начинала бизнес не на новом оборудовании, но как только появилась возможность, предпринимательница закупила новое: печи, упаковочные машины и пр. Это позволило не только улучшить качество, но и нарастить объемы выпуска продукции. Так, с появлением новых печей доля брака снизилась с 15% до 5%. Создана своя система менеджмента качества: раз в квартал в своей лаборатории компания проводит химический анализ продукции.

Фактор 2. Кадры. Важную роль в поддержании конкурентоспособности играет то, что это по-настоящему семейный бизнес. Дочь Натальи Паршиной Любовь Сапонова взяла на себя маркетинг и переговоры с партнерами, ее муж Александр — технолог. Таким образом, как считают в «Пекаре», оптимизируется время, необходимое для принятия решений, исключена несогласованность, планерку можно провести в любое время без лишних формальностей.

— Если бы не собрался костяк людей с традициями, неизвестно как бы сложилось. У многих опыт еще советский. Большинство сотрудников работает с нами уже 14 лет, с момента основания ИП, а в среднем работники нашего немногочисленного коллектива здесь уже по 7-8 лет. Молодежь есть, но она пока на вторых ролях, — говорит коммерческий директор Любовь Сапонова.

Сложившиеся отношения в коллективе позволяют трудиться не всегда в простых условиях, например, при высокой доле ручного труда требуется 5 человек на сегодняшней линии, тогда как на полностью автоматизированной линии хватило бы двоих. Тем не менее «текучки» в коллективе нет. При этом коммерческий директор признает, что молодых сотрудников привлечь на пекарню все сложнее, им бы хотелось работать по принципу «нажал на кнопку и пошел отдыхать».

Фактор 3. Рецептура и технологии. Опору своей стратегии предприятие видит в следовании традициям, причем не очень давним, но незаслуженно забытым. Здесь не уверяют, что рецепты их булок и пирожных отыскали в старинных книгах, доставшихся от прапрабабушек. Рецептура и технологии взяты из ГОСТов, разработанных в основном в 1960-е – 1970-е годы. Кому-то покажется, что пищепром того времени не баловал потребителя разнообразием, но это не совсем так. Рецепты и технологии были, просто к перестроечному времени они слегка размылись. А теперь потребитель, особенно среднего и старшего возраста, готов голосовать рублем за то, что пирожное «Картошка» практически такое же, как продавалось на проспекте Революции 30 лет назад, а коржик — как в детстве в школьном буфете.

Удивить потребителя в «Пекаре» стараются не только «кондитеркой», но и хлебом. Сейчас в компании пробуют печь подовый хлеб, который можно увидеть разве что в селах, где еще есть хозяйки, пекущие в домашней печи. На предприятии надеются, что такой «домашний» хлеб будет пользоваться спросом, даже если будет на 2-3 рубля дороже, чем привычные «кирпичи» на полках. Планируется выпекать как простые хлеба, так и с начинками, пряностями, травами. Производство его полностью ручное. Вообще в малой пекарне машина делает только замес теста и раскатку. Разделка теста, формирование булки, укладка начинки, вплоть до того момента, как оно попадает в печь, — все ручное. На предприятии считают, что эти процессы нельзя доверять машинам, а если булочка прошла через руки пекаря, она и выглядит, и пахнет по-другому.

Фактор 4. Удобные условия сделок с поставщиками сырья. Долголетнее сотрудничество с рядом поставщиков позволяет «Пекарю» рассчитывать на закупки ингредиентов со скидкой. Причем на предприятии полагают, что предложить конечному потребителю товар по приемлемой цене можно за счет сырья, которое не везется «из-за бугра». Все компоненты стандартные: мука, яйца, маргарин, джем. Никакой экзотики, зато вкусно и по карману не бьет, считают в компании.

— Долгосрочное сотрудничество порождает взаимное уважение. Не думаю, что поставщики будут подсовывать некачественное сырье. Мы работаем только с российскими компаниями, в основном воронежскими. Я думаю, они не хуже чем зарубежные, — считает Наталья Паршина.

Сбрасывают балласт

Впрочем, довольно серьезный ресурс ручного труда повышает себестоимость продукта «Пекаря». А предприятие старается всеми силами снизить конечную цену. За счет чего компания это делает?

  • Во-первых, это маркетинг.

В компании считают, что яркие обертки уже не привлекают потребителя как раньше. Он устал от ненатуральных продуктов в разноцветных пластиковых упаковках, которые к тому же делают изделие дороже на 2-3 рубля. Поэтому предприниматели не тратятся на яркую упаковку, а предпочли простую фасовку, сохраняющую потребительски свойства товара.

— Дорогие продукты не всегда качественные. Если закупать дорогую, красочную упаковку, цена сразу возрастает. А можно паковать в обычную пленку, что вполне соответствует принятым нормам, но уменьшает себестоимость. При штучной упаковке кондитерской продукции та же булочка может подорожать с 12,5 рублей до 14,5 – 15 при оптовой закупке, — рассуждает Любовь Сапонова.

Пока, по мнению предпринимателей, «Пекарь» не нуждается в рекламе и выходе на новые рынки в целом:

— Все наши потребители и так нас знают. Мы давно работаем с «Центрторгом», «Синторгом», многими продуктовыми магазинами города. Стоит один раз доказать, что изделия натуральные, качественные и при том дешевые, и сетевики уже ваши. Им ведь тоже не хочется постоянно искать новых поставщиков. Главное не терять в качестве, — признает Наталья Паршина.

Но совсем без маркетинга не обойтись. Так, объявленная мэрией борьба с нестационарными торговыми точками спутала карты: киоски, через которые выпечка реализовывалась много лет, пришлось закрыть. Заменить их могут недорогие кафе, точки быстрого питания, которые уже интересуются сотрудничеством с предприятием. Тут нужно работать на повышение узнаваемости, и на предприятии, к примеру, задумались о создании своего сайта. 

  • Во-вторых, это производство новых видов изделий.

Предприниматели следят за рынком, за тем, что привозят из других регионов, за продукцией более высокого ценового сегмента, и стараются не отставать. Отрабатывают разные виды новых начинок, прежде чем запустить их в производство.

  • В-третьих, это новая юридическая форма организации бизнеса.

Переход от статуса индивидуального предпринимателя к ООО избавил бизнес от ряда бюрократических проблем. Проще стало и с оформлением налоговой отчетности.

— Это удобнее и дает новые возможности, — считает Любовь Сапонова. — Например, кредиторы охотнее работают с ООО. Развитие за счет собственных средств не будет быстрым, а при финансовом участии банка можно, например, взять оборудование в лизинг.

В «Пекаре» таким образом недавно приобрели автомобиль для доставки продукции в точки. Предприниматели говорят, что их сотрудничество со Сбербанком началось с низкой процентной ставки, которую предложила финорганизация. Плюс подкупил уровень сервиса: «Подскажут, помогут, любой вопрос можно решить».

К слову роль банковской отрасли в деятельности малого бизнеса сейчас, по словам Паршиной, серьезно возросла. Если раньше небольшие компании были в основном осторожны и избирательны при выборе финансового партнера, то теперь охотнее идут на контакт с банками. Логичным продолжением партнерства «Пекаря» с банкирами стала победа предприятия в номинации «Открытие» конкурса проектов АПК, объявленного Сбербанком.

Каковы перспективы небольшого предприятия в будущем? Мы решили спросить об этом экспертов, их комментарии смотрите ниже.

Комментарии

Президент Гильдии пекарей и кондитеров Воронежской области Марина Лютикова

Фактически «Пекарь» работает вопреки сложившимся условиям

— Такой сегмент, как малые пекарни возле дома, в отличие от европейских стран, у нас очень слабо развит. Хлеб и мелкоштучная продукция невыгодны для малых предприятий. Это должны быть дорогие изделия, но я не знаю, будут ли они востребованными. Если малому бизнесу удалось выйти с такой продукцией на рынок, да еще и войти в торговые сети, то они просто молодцы. Ведь очень много факторов им мешают. Низкая рентабельность, высокая стоимость подключения к электросетям, а такому предприятию нужно не менее 50 киловатт, тяжело найти место для пекарни, люди не хотят идти туда работать. К тому же сейчас гипермаркеты и торговые сети создают свои пекарни. Они открывают их не для получения прибыли, а как сопутствующее производство для привлечения покупателей — запахом горячего хлеба. Это эффективный ход для продвижения своих товаров.

Директор сети магазинов «Центрторг» Сергей Кастрюлев

Продукция малых пекарен для нас — лишь дополнительный ассортимент

— Нам выгодно брать продукцию у малых пекарен. Как правило, качество продукции нас устраивает. Но чем меньше предприятие, тем меньше у него возможности охватить всю сеть. Он же не будет поставлять мне продукцию в один магазин. Доставка, упаковка сопряжены для малого предприятия с рядом трудностей, а с нами работать сложно. Тем, кому трудно выдерживать наши требования, рекомендовал бы открыть точку на рынке. Мы сейчас сами открыли 11 своих пекарен. Спрос на продукцию хороший. Тем не менее, основу наших продаж составляет выпечка крупных заводов. У них налаженная логистика, контроль качества.
Так что малому бизнесу нужно рассчитывать на то, что его выпечка для нас, скорее, дополнительный ассортимент.


Комментарии