17 Апреля 2014 года, 12:10

Себестоимость продукции у предприятий, работающих на территориях старых советских заводов, как минимум на 5-10% выше, чем у конкурентов, которые трудятся в новых индустриальных и промышленных парках, считает генеральный директор «Агроэлектромаша» Виктор Шапошников.

Материал был опубликован в апрельском номере журнала De Facto.

Тяжелое наследие

Развитие промышленных проектов на старых производственных площадках является для Воронежа данностью: наследие советской эпохи в свое время было выгоднее освоить, чем строиться с нуля в чистом поле. Но с каждым годом износ активов и их моральное устаревание приводят к новым трудностям. Рассмотрим ситуацию на примере бывшего завода имени Калинина, что располагается в центре города и на площади которого разместили свое производство сразу несколько компаний.

— Собственники инфраструктуры не вкладывают в нее практически ничего, хорошо, что при социализме строили на совесть... — рассказывает гендиректор «Тезиса» (изготовление наружной рекламы) Сергей Кубахов.

Но иногда предпринимательского терпения, похоже, недостает. Недопонимание с собственником, например, привело к уходу одного арендатора и закрытию другого. Компания «Воронежпласт» переехала, подыскав более интересную площадку, а бизнес-инкубатор «Калининский» свернулся, так как правила проезда по территории полностью перекрыли ему кислород. Проезд по участку дороги протяженностью 50 метров, проходящему по территории площадки, обходился в 30 рублей для легковой машины и в 200 для грузовика. А в день их приезжали десятки!

По мнению Шапошникова, работа на такой площадке не позволяет предприятию развиваться, а только поддерживать существующие объемы. Растущие издержки лишают предприятия возможности модернизации. Стоимость услуг по передаче электроэнергии, воды и прочих ресурсов, плата за проезд, за охрану оказывают, по словам промышленников, существенное влияние на рентабельность.

Условия на старых площадках могут немного различаться. Однако риски старых площадок, как считают промышленники, примерно везде одинаковые. Подробно о них мы писали в 2013 году (см. номера за март, апрель и май).

Прогулка по паркам

Казалось бы, выходом для предприятий, эксплуатирующих активы советской эпохи, могли бы стать индустриальные и промышленные парки, развитие которых сейчас активно идет в регионе. Областные и городские власти показывают заинтересованность в том, чтобы поддерживать переход промышленников в индустриальные парки. Под потребности крупного бизнеса изначально создавался государственный парк «Масловский», на более мелких промышленников ориентируются частная «Перспектива» и другие парки. Ведь в центре города у производственников часто просто нет возможности соблюсти ужесточающиеся санитарные и пожарные нормы. Однако не все спешат туда перебираться, и в парках еще достаточно свободных мест. Почему?

— Переезд в индустриальный парк — слишком дорогое удовольствие. Демонтаж оборудования, установка нового оборудования, запуск. А кроме этого потери времени, клиентов, производственного ритма, — анализирует Виктор Шапошников. 

А учредитель компании «Витязь» (производство металлических дверей) Аркадий Федосенко рассказывает, что, став резидентом индустриального парка, компания стала чувствовать себя намного свободнее в отличие от прежнего места, где она была, по сути, на птичьих правах, не имея никаких прав перед собственником земли. Теперь же есть перспектива развития, новые инженерные коммуникации, возможность расширения производственной базы предприятия. Плюс поддержка государства на определенном этапе становления. Например, в «Перспективе» за счет полученной в конце декабря субсидии рассчитывают существенно улучшить дорожную инфраструктуру индустриального парка.

Проверка на прочность

Исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России Денис Журнавский отмечает, что переход к работе в индустриальном парке требует от бизнеса готовности к модернизации и организаторских способностей. Оставшиеся работать в цехах старых советских заводов рискуют отстать от требований времени. Однако реалии воронежского бизнеса показывают, что для массового переезда в новые парки со старых площадок нужно, чтобы накопилась критическая масса проблем, а издержки превысили затраты на перенос производства. Посмотрим, на сколько хватит у промышленников запаса прочности.


Комментарии