4 Апреля 2014 года, 10:00

DF продолжает серию материалов о нестандартных для Воронежа инструментах борьбы с пробками. Недавно был заявлен ряд проектов по платной парковке в центре города, анализируем решение по методике SWOT-анализа.

Материал будет опубликован в апрельском номере журнала De Facto.

Сильные стороны

Спрос на платные парковки почти сформирован

Руководитель транспортного управления воронежской мэрии Владимир Анисимов оценивает потребность в парковочных местах в центре города приблизительно в 20 тыс. машиномест. В мэрии считают, что спросом будут пользоваться даже годовые абонементы на парковку, по 3 тыс. рублей за место. А по мнению председателя Гордумы Владимира Ходырева, опрос общественного мнения, проведенный рабочей группой парламента, показал, что «большая часть воронежцев с пониманием относятся к этой инициативе».

Председатель Совета директоров ГК «АвтоЛайн» Дмитрий Крутских считает, что реализовать проект нужно было еще несколько лет назад. При оптимальной, на его взгляд, цене в 50 рублей за час парковки в основном будут востребованы теми, кто ставит машину на время от 20-30 минут до 3-4 часов. Для тех же, кто привык ставить машину на весь день, это будет уже дорого, и большинство служащих, привыкших добираться на работу и с работы на автомобиле, предпочтут общественный транспорт.

По мнению директора торгового центра «Поиск» (центр Воронежа) Елены Симоненко, платежеспособность воронежцев позволяет им пользоваться платными парковками. Но их загруженность и окупаемость будут сильно зависеть от района города. Сейчас население готово платить за час стоянки от 20 до 50 рублей. Заполненность платных парковок будет больше зависеть от загруженности улиц, а не от цены и составит от 30 до 70%.

Инвесторы, готовые вложиться в проект, есть

Как сообщили в мэрии, инвесторами рассматриваются участки для строительства подземных паркингов на улице Орджоникидзе, Советской площади и площади перед Дворцом спорта «Юбилейный». Готов и проект двухъярусной подземной парковки, которую будет строить ДСК на улице Кирова. В горадминистрации сообщили, что за последние полгода чиновникам поступили обращения от 4 частных инвесторов, готовых строить платные паркинги. Впрочем, их имен не раскрывают.

Проекты платных парковок уже изготовлены либо находятся на стадии завершения

Городское управление транспорта планирует в ближайшее время внедрить пилотный проект платной надземной парковки на улице Кольцовской (от Плехановской до 9 Января) и на площади Ленина (вокруг Кольцовского сквера). По словам Владимира Анисимова, в течение марта были приняты все нормативно-правовые акты, регламентирующие работу платных парковок.

Дефицит земли в центре Воронежа — толчок к развитию платных паркингов

На улицах центра (Платонова, Плехановской, Фридриха Энгельса, Пушкинской и др.) зачастую паркуются в 2 ряда. По словам опрошенных нами экспертов, дефицит участков в Воронеже напрямую сигнализирует: терять время больше нельзя, необходимо внедрять платные паркинги.

 

Слабые стороны

Паркинги имеют долгий срок окупаемости, это может отпугнуть инвесторов

По расчетам транспортного управления мэрии, проекты наземных парковок имеют срок окупаемости 3 года. А по словам генерального директора компании ДСК Александра Трубецкого, говорить об окупаемости подземных паркингов и вовсе можно будет, только если парковка на улицах вблизи них также будет платной.

Под землей в центре находится большое количество коммуникаций, которые трудно перенести

По мнению профессора ВГАСУ Владислава Подольского, перенос большого количества подземных коммуникаций и обеспечение нужных условий для подземного паркинга, таких как монтаж вентиляции, цены по которому должны быть приемлемы, гидроизоляция и т. п., — вопрос сложный и затратный, но при современном развитии технологий решаемый. Ученый предлагает при реализации этих проектов также запрятать в подземные коллекторы оставшиеся в центре города воздушные линии электропередачи. Такое решение позволит использовать для парковки те территории на улицах города, которые сейчас занимают опоры и линии электропередачи. К проекту подземных парковок эта идея прямого отношения не имеет.

Культура воронежцев по пользованию платными парковками низкая

Сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Андрей Фурсов считает, что, хотя спрос на платные паркинги и сформирован, все равно первое время автомобилистов придется мотивировать ими пользоваться, а не ставить машину в соседних дворах и переулках.

Обустройство платных парковок потребует дополнительных затрат

По мнению Дмитрия Крутских, основными статьями расходов, которые потребуются для обустройства платных парковок на дорожной сети, станут установка комплексов по контролю над парковкой («Парконов»), установка запрещающих знаков и развитие службы эвакуаторов. По оценке Крутских, эти затраты не будут многомиллионными (к примеру, себестоимость дорожного знака — 1,5-2 тыс. рублей) и могут окупиться за счет доходов от уплаты штрафов за неправильную парковку. Тратиться же на более жесткие меры типа закрытия въездов во дворы не имеет смысла. Во-первых, там и так уже негде оставить машину, во-вторых, разумнее контролировать эту ситуацию административными методами.

 

Возможности

Платная парковка освободит для движения 2 полосы на центральных улицах

— Когда мы спрячем машины на паркинги, то получим 2 свободные полосы движения, рассуждает Владислав Подольский. — Московский опыт показал, что улицы города в общем удалось разгрузить, нет тех помех, которые раньше создавали машины, припаркованные вплотную к проезжей части.

Транспортный поток в центре можно снизить на 20%

Тот, кто ценит свое время, будет уверен, что, приехав в центр, не будет кружить час в поисках парковочного места. По оценкам экспертов, которых мы опросили, сокращение транспортного потока в центре Москвы с введением платной парковки составило около 20%, а выигрыш в скорости движения и времени, необходимом на дорогу, оказался еще весомее. Как говорят эксперты, опыт столицы вполне может быть реализован и в Воронеже за счет того, что в крайних рядах магистралей будет меньше машин.

Новые инвесторы могут появиться после реализации пилотных проектов

— После введения платной парковки возможно появление инвесторов, которые захотят строить многоэтажные паркинги, — прогнозирует Андрей Фурсов. — Сейчас, когда у нас парковка бесплатная, у инвесторов нет мотивации. Когда инвесторы увидят, что у людей нет альтернативы платной парковке, то поймут, что на ней можно заработать, появится мотивация строить парковку. Пусть и с поддержкой городской администрации, но найдется больше желающих вкладываться в такие проекты.

Автомобилисты начнут отказываться от частых поездок в центр на личной машине

— Задача грамотной транспортной политики — снизить уровень автомобилепользования, — поясняет Андрей Фурсов. — Сегодня автомобилист тратит на передвижение около 50 рублей в день, это затраты на бензин. А завтра с учетом платной парковки это будет уже 300 рублей, и многие подумают, стоит ли ехать на автомобиле, если это можно сделать автобусом, который довезет за такое же время.

Впрочем, чтобы реализовать такую возможность, потребители должны получить альтернативу — качественный общественный транспорт. Подробно об этом мы писали в первом материале этого проекта (см. «Проехать нельзя запретить», декабрь 2013 г.).

Средства, собранные от работы платных парковок, можно направить на реализацию других инфраструктурных проектов

— Доход от работы платных парковок можно направлять на самые разные инфраструктурные проекты. Пример — Москва, где все средства от платных парковок идут на благоустройство территорий, — предполагает Владимир Анисимов. — Деньги могут идти и на модернизацию общественного транспорта. Но говорить о том, что именно удастся сделать, можно будет только после запуска пилотного проекта.

 

Угрозы   

Отсутствие спроса в первое время работы проектов

— Дефицит всегда возникает на бесплатный продукт. Как только за парковку придется платить, на ней сразу появятся свободные места, — считает сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов.

Поток машин может переместиться на параллельные узкие улицы

Некоторые эксперты полагают, что нежелающие платить начнут ставить машины на соседних улочках. Чиновники надеются, что бороться с этим помогут мобильные центры видеофиксации. На сегодняшний день их в городе 4, но будут приобретаться еще.

Социальные протесты жителей центра Воронежа

Препятствовать проектам платных парковок могут жители центра, которые останутся недовольными окружением паркингов. Примером здесь может послужить перенос остановок возле памятника Славы, когда пешеходы выплеснули в СМИ волну негатива по поводу решения, которое все же помогло несколько снизить транспортную напряженность в этом районе. Выходом из ситуации эксперты видят выдачу резидентных парковочных пропусков, по которым жители центра за небольшую сумму будут пользоваться машиноместом, например, в течение года.


Комментарии