28 Марта 2014 года, 09:30

Частное предприятие супругов Ларисы и Александра Продан из села Перлевка Семилукского района признано победителем конкурса проектов АПК, проводимого Сбербанком для малого бизнеса. Небольшая компания хочет первой в регионе а, возможно, и в России запустить производство полного цикла ягодной продукции.

Бабушки и иностранцы как конкуренты

Предприниматели решили заняться товарным производством ягод только после изучения рынка, который, по их мнению, оказался практически пуст. Основные «конкуренты» здесь — бабушки, продающие ягоды стаканами или ведерками, или иностранные производители. Расположение хозяйства — в 30 километрах от миллионного Воронежа обеспечит уверенный спрос при минимуме затрат на логистику, посчитали фермеры.

— Участвуя в международной выставке «Продэкспо» в Москве я в очередной раз убедился, что это очередной праздник американцев, поляков, израильтян и прочих. У нас предприятий малого бизнеса, занимающихся выращиванием и переработкой ягодников, практически нет. На «Продэкспо» были представлены хозяйства, считающиеся фермерскими, но по сути это были обычные переработчики, — рассказывает  предприниматель Александр Продан.

Учиться тонкостям ягодного бизнеса предприниматель был вынужден за рубежом. Благодаря своему компаньону из Швейцарии, Продан познакомился с западными коллегами, которые наладили полный цикл производства и переработки ягод. На Западе такое хозяйство — это обычно 30-40 га ягодников, цех переработки и небольшой магазин самообслуживания. Александр Николаевич решил переиначить западный опыт с учетом российских особенностей и, возможно, в чем-то его превзойти. Дело в том, что уже несколько лет его хозяйство «Дивный сад» в селе Перлевка занимается выращиванием посадочного материала ягодных и плодовых культур. Саженцы, черенки, рассада — основная специализация хозяйства. Сами плоды и ягоды до этого не были профилем компании. Спектр культур фермерского хозяйства широк: от привычных клубники и малины до голубики и жимолости, которые у нас сейчас даже более экзотичны, чем манго или кокосы. Подбор культур, маркетинговое продвижение питомника, для чего был создан сайт в интернете – прерогатива главы КФХ Ларисы Станиславовны.

Недооцененный сегмент

Между тем Россия буквально окружена кольцом стран, выращивающих эти культуры: от Норвегии и Финляндии до Казахстана и Китая. Голубика, выращиваемая в коммерческих целях, — это гибрид лесной голубики и черники, о полезности которых для зрения человека наслышаны все. Растение голубики растет 100 лет, цена килограмма ягоды на рынке начинается от 400 рублей. Но и затраты на нее велики. Заложить 1 га этой культуры стоит около 1 млн рублей. В этом году Александр Продан собирается расширить ее посадки на 2 га. Не менее ценна и жимолость — это богатейший источник антиоксидантов, считающихся источником долголетия. Та же Япония сейчас закупает мороженую ягоду тысячами тонн по цене около 10 долларов за килограмм. Правда, жимолость очень капризна. Побывав в одном из сибирских хозяйств, наш предприниматель увидел удручающую картину. После уборки комбайном урожай напоминал кисель, а кусты жимолости были безнадежно испорчены. Но выход был найден в Канаде. Только там удалось найти сорта, устойчивые к комбайновой уборке. 14 тыс. кустов осенью будут приобретены для хозяйства под Воронежем. После долгого подготовительного периода наступил момент, когда, наконец, сформировалась база для замкнутого цикла производства плодово-ягодной продукции.

Наперекор трендам

Известно, что прямому производителю в аграрной отрасли достается не более 30% прибавочной стоимости. Остальное уходит перекупщику, переработчику, рознице. Александр Николаевич решил, что его предприятие само заработает в этих звеньях цепочки сбыта. Весьма рискованный ход, учитывая, что все говорят о том, что наступило время узкой специализации и поглощения мелких участников рынка. Вступление в ВТО открыло двери в Россию для импортной продукции. Однако с ягодами не все так просто. Качественную, вкусную клубнику за три моря не повезешь.

Итак, что имеется для развития производства? Сейчас в хозяйстве 18 га товарных посадок. 50-60% урожая в этой отрасли всегда составляет неликвид, чем продавать его за копейки, лучше направить некондиционную ягоду на соки прямого отжима. А это уже товар премиум-сегмента, в отличие от восстановленных соков, которыми заняты прилавки торговых сетей. Для реализации проекта переработки в бывшем зернохранилище установлена австрийская мультифункциональная линия по производству соков и нового для нашего рынка вида продукции – снэков или ягодных чипсов. В планах также итальянское оборудование для холодной сушки ягод и фруктов. 

Даже самые дальние посадки находятся в радиусе 1 км от места будущей переработки, и доставлять ягоду можно чуть ли не в ведрах. Логистика понадобится лишь, чтобы доставить готовый продукт потребителю. Для этого приобретен сконструированный по заказу предпринимателя прицеп-киоск, который будет снабжать воронежцев свежесобранной ягодой, а также натуральными соками, ягодными чипсами и наборами сушеных фруктов к чаю.

Фруктово-выгодное производство

Свое конкурентное преимущество семья предпринимателей видит в ассортименте. Большое количество культур, по их мнению, не отягощает бизнес, а наоборот позволяет организовать круглогодичную занятость рабочих.  Так как, к примеру, уборка 1 га клубники требует труда 10 человек в день, подбираются сорта с разными сроками созревания. В результате на производстве будет задействовано не более 30 человек. Переработку планируется начать в августе, а полученный ранее урожай будет ждать своей очереди в морозильниках.

Может, оригинальный проект и остался бы на стадии замысла, но в него поверили в Центрально-Черноземном банке Сбербанка и областном правительстве. 

— Предыдущий банк, с которым мы работали, был очень «тугой» и не проявлял никакого интереса к нам, — говорит предприниматель. — Как получатель государственного гранта, я мог получать больше кредитов, но банк игнорировал это право. Не все кредитные эксперты учитывают, что сами посадки, саженцы — это тоже залоговая база. Когда мы стали заметными на областном уровне, нами заинтересовались. В Сбербанке нам удалось получить кредитование при минимальной залоговой базе и приобрести трактор и оборудование к нему стоимостью более 1 миллиона рублей, а также торговый павильон на колесах. В общем, в Сбербанке есть с кем разговаривать без лишних понтов, — делает вывод бизнесмен.

Как замечает швейцарский компаньон супругов Продан Ханс Питер Рикли, давно работающий в России, здесь важнее всего не технологии, а то, с кем ты работаешь. В основном он взял на себя техническую составляющую проекта, а сбыт, агрономия и маркетинговое продвижение — полностью в руках Александра Николаевича и Ларисы Станиславовны. Они сумели убедить иностранных партнеров переключиться с приносившего одни убытки выращивания картофеля на перспективный ягодный бизнес. В свою очередь, швейцарский партнер иногда удерживает российского коллегу от слишком рискованных шагов.

Настало время маркетинга

Компаньоны считают, что их предприятие может получиться круче, чем у западных коллег. Ведь там отсутствует звено выращивания посадочного материала. Саженцы и рассаду они, как правило, покупают в специализированных предприятиях. В России есть предприятия, выращивающие ягодную продукцию и перерабатывающие ее в варенья и джемы. Но здесь мы видим более полный цикл. Получится ли полностью замкнуть в рамках одного предприятия производственную цепочку?

По мнению гендиректора института аграрного маркетинга Елены Тюриной, целесообразность организации собственной розницы для реализации продукта достаточно узкого сегмента, вызывает сомнение. Самым серьезным противоречием бизнес-проекта эксперт видит то, что передвижные торговые точки не ассоциируются у потребителя с продуктом высокого качества.

— Рынок, в принципе, перспективный, но для того, чтобы успешно реализовывать конечный продукт, потребуется высокозатратная рекламная кампания. Конкуренция здесь не высока, но это очень узкий рынок, который локализован в основном в городах-миллионниках. Это не продукт повседневного спроса, и с ним, конечно, придется работать в плане продвижения. Здесь можно подумать о совместном проекте с другим производителем. Это должна быть аренда либо магазина формата бутик в торговом центре, либо прилавка в сетевом магазине, ориентированном на людей с высоким уровнем дохода. Выигрывать конкуренцию нужно не за счет ассортимента, а за счет качества и узнаваемости, — считает руководитель института аграрного маркетинга.

Александр Продан оставляет впечатление предпринимателя, который не верит в трудности. Однажды он уже не поверил, что ягодный бизнес на воронежской земле получается только у иностранцев. И его проект заявил о себе. Что с ним будет дальше, зависит, пожалуй, во многом только от него самого.


Комментарии