7 Марта 2014 года, 13:00

«Автостат» зафиксировал в прошлом году в Воронежской области рекордный рост продаж автомобилей с пробегом: +66,5%! Аналитики предполагают, что на этом сегменте смогут заработать разные группы участников рынка.

Материал опубликован в мартовском номере журнала De Facto.

Воронеж в группе лидеров

Россподержанные автомобили. В количественном выражении падение спроса на новые легковые автомобили составиийский автомобильный рынок по итогам 2013 года показал неожиданный для многих игроков тренд. На фоне падения сегмента новых авто растет спрос на ло около 17%. На этом фоне вторичный сегмент вырос на 4%.

Наш регион выделяется особенно: по данным «Автостата», продажи автомобилей с пробегом в регионе увеличились в прошлом году с 54,5 до 90,8 тыс. машин. Безусловным бестселлером воронежского рынка среди подержанных иномарок стал Ford Focus, таких машин в прошлом году в регионе было продано более 2,7 тыс. штук. Лидером роста в этом сегменте стала Daewoo Nexia, продажи которой выросли на 95%.

Чуть более скромно воронежский рост оценивают в издании «Из рук в руки», но все равно говорят о значительных показателях. За прошлый год и в интернете, и в печатных СМИ, по словам замдиректора по маркетингу и продажам Марины Кондусовой, наблюдался 20%-ный рост продаж подержанных автомобилей. Правда, при этом в компании затрудняются выделить долю, которую на этом рынке занимают официальные дилеры.

В этой статье мы не будем анализировать снижение продаж новых машин, мы подробно писали про это в июне прошлого года. Рассмотрим, что обеспечило такой рост в сегменте б/у.

Что обеспечило рост?

Причина 1. Макроэкономические условия.

— Доходы воронежцев не растут так резко, как стоимость автомобиля, которая может увеличиться в этом году на 5-10%, — считает директор авторынка «Северный» Юрий Федоров. — Тем не менее у них еще остались кое-какие сбережения, и они готовы потратить их, чтобы приобрести транспорт для бизнеса или купить машину сыну-студенту. На вторичном рынке рост цен отразится не сразу.

Также, по мнению Федорова, на руку вторичному авторынку сыграет неустойчивость банковской сферы, сворачивание льготных госпрограмм автокредитования. Поднимет цены и утилизационный сбор.

Причина 2. Насыщение местного рынка новыми авто. Начиная с 2005 года российский авторынок показывал устойчивый рост, достигнув в 2012 году рекордного показателя — 2,935 млн проданных автомобилей. Теперь эти машины выходят на вторичный рынок. Лидерами продаж являются как раз те марки и модели, которые были наиболее ходовыми на первичном рынке несколько лет назад. По мнению ведущего аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, такой высокий рост продаж подержанных автомобилей в Воронежской области связан с низкой сравнительной базой прошлого периода, плюс все тренды последствий роста, характерные для России в целом, применимы и к Воронежу. Так, например, импорт подержанных автомобилей сейчас находится на уровне 2% от общего объема ввоза, но в стране в последние 3 года продавалось более чем по 2 млн новых автомобилей.

Причина 3. Количество перекупщиков в Воронеже значительно возросло. По мнению директора салона «Север-Авто» (дилер корейских и китайских марок) Игоря Деревякина, реальный рост в сегменте автомобилей с пробегом гораздо ниже тех цифр, которые предоставляет статистика. В связи с усложнением экономической ситуации выросло число тех, кто пытается заработать на жизнь путем перепродажи автомобилей. Машина может быть за год перепродана 2-3 раза. Сначала автомобиль регистрируется на воронежского перекупщика, а потом уже на его клиента. Этим и объясняется столь впечатляющий рост.

Причина 4. Продажи в Воронеже постепенно уходят в интернет. Также сильно подняла этот сегмент интернет-торговля, которая серьезно упростила процесс поиска и купли-продажи для обеих сторон в сделке. Согласно исследованию «Автостата» половина респондентов заявили, что они в этом вопросе пользуются объявлениями через интернет. А вот к услуге trade in обращается лишь каждый 7-8-й респондент.

В текущих экономических условиях, когда потребители не ориентированы на покупку дорогих товаров длительного пользования (те же новые авто), можно предположить, что на тренде роста продаж подержанных машин можно заработать. У кого появляются возможности? Мнения экспертов разделяются.

Заработают перекупщики?

Как считают эксперты, для увеличения заработка возможности появляются прежде всего у мелких частников, так называемых перекупщиков. Они не платят никаких налогов. Перекупы могут купить машину, чуть-чуть подправить ее, получить небольшую маржу — 5-10 тыс. рублей, и их это устроит. А у предприятий есть определенный уровень рентабельности, ниже которого опуститься невозможно. Мелкий частник на этом рынке более мобилен. Купил 1-2 машины и быстренько продал.

Впрочем, некоторые потребители даже сомневаются в росте продаж в сегменте.

— Не могу продать свой автомобиль Chevrolet Epica уже больше года, — рассказывает директор компании «Трансфер» (пассажирские перевозки в аэропорты Москвы) Геннадий Бураков. — За все это время было не более трех звонков по объявлению.

Заработают дилеры, но не воронежские?

По словам дилеров, теоретически популярными в Воронеже могли бы стать машины возрастом 2-3 года и ценой до 600 тыс. рублей, а наибольший процент выгоды принести премиум-сегмент, где за год эксплуатации теряется до 30% цены. Но, по мнению воронежских бизнесменов, нельзя сбрасывать со счетов близкое расположение Воронежа от Москвы. Воронежскому покупателю ничего не стоит отправиться туда за машиной и купить на 10-20% дешевле.

— Если работать по выгодной нам цене, народ не будет сдавать. Это не Москва, где очень много состоятельных людей, — объясняет генеральный директор автосалона «Витесс-Авто» (дилер Peugeot) Вячеслав Захаров. — Там берут среднюю цену модели на автомобильных сайтах, снимают с нее 20%, и люди отдают машины. Можно поменять один подержанный автомобиль на другой. А у нас любят торговаться. Народ уже стал опытный, машину, собранную в Прибалтике из трех битых, никто брать не будет. В Воронеже отказываются продавать машину даже с вычетом 12-15% от среднего предложения по данной модели. Из ста воронежских клиентов, которым предлагают забрать старый автомобиль, соглашаются лишь 15-20.

Также особенностью Воронежа Захаров считает любовь потребителей к премиум-маркам, а такие подержанные машины чаще всего берут именно в Москве.

Заработает бизнес, не связанный с авто?

— Скорее всего, официальные дилеры скоро не смогут выполнять годовые планы, многие обанкротятся, помещения будут пустовать. Тогда вторичный рынок может стать спасением для автосалонов. Большинство помещений не являются собственностью дилеров, а арендуются ими. В кризисной ситуации собственники  зданий салонов будут искать варианты, скупать машины с пробегом, чтобы чем-то их заполнить, — предполагает директор авторынка «Северный» Юрий Федоров.

Заработают местные дилеры?

Понятно, что покупка автомобиля, пусть и подержанного, в салоне — это более цивилизованный подход. Человеку не надо бегать по авторынкам в попытках купить автомобиль или обзванивать сотни объявлений. Дилер знает всю историю машины и ручается за ее юридическую чистоту. В салоне автомобиль проходит квалифицированный ремонт и предпродажное обслуживание. Машину с пробегом можно поставить на гарантию.

Некоторые дилеры считают, что доля подержанных машин в автосалонах может увеличиться ровно настолько, насколько в среднем упадут продажи. А прогноз падения продаж новых автомобилей в этом году для Воронежа — 10-15%.

— Услуга trade in нормально развивается, объем продаж там за прошлый год вырос на 1-2%, но для нас эта опция дополнительная, главной ее целью является повышение оборота. Наценку мы делаем минимальную, поэтому подержанные машины хорошо расходятся,— поясняет гендиректор автосалона «М-Стиль» (дилер Mazda) Андрей Романов.

Как предполагает Марина Кондусова, в сегменте подержанных авто будут пытаться заработать все продавцы, в том числе и салоны, которые также дают объявления в СМИ о продаже машин с пробегом. По мнению эксперта, каждая из названных групп игроков сможет заработать.

Впрочем, при таком разностороннем взгляде экспертов на возможности сегмента нельзя однозначно спрогнозировать, каким будет рынок в этом году. Каждый участник рынка наверняка выберет свою дорогу.

Автор: Андрей Филоненко


Комментарии