16 Декабря 2013 года, 16:27

— За последние 2 месяца у нас было несколько стажеров, которые прошли собеседование, заключили трудовой договор, вышли на обучение, а через 2-3 дня пропали! — рассказывает директор по продажам на массовом рынке «Вымпелком» (бренд «Билайн») Наталья Ковалева. — Объяснения этих сотрудников звучали весьма неубедительно: «Я думал, что здесь будет легче», «Очень много материала для изучения, мне сложно», «Неинтересно».

Материал опубликован в декабрьском номере журнала De Facto.

Глоссарий

  • Летуны — сотрудники, меняющие место работы 2-3 раза в год.
  • Однодневки — сотрудники, которые пропадают с нового места работы в первые дни без объяснения причины.

Пропавшие без вести

По резюме и первым впечатлениям — в меру умудренный профессиональным опытом мужчина в самом расцвете сил. Такой сотрудник принят в престижную компанию. HR-специалист потирает руки в ожидании премии. Руководитель отдела продаж вздыхает с облегчением: наконец-то отдел укомплектован, можно прекратить бесконечные вереницы собеседований и начать продавать в полном объеме. Не тут-то было! На другой же день мужчина не вышел на работу. О своем решении уволиться уведомить работодателя он не удосужился. На звонки абонент упорно не отвечал. В компании встревожились. Мало ли что? Кадровик оставила все свои обязанности и на служебном авто покатила домой к пропавшему. Дома никто не открыл. Руководитель отдела пил валерьянку: накануне было отказано двум подходящим менеджерам в пользу «потерявшегося» мужчины. Сегодня оба менеджера уже нашли другую работу. Кадровик, барышня правильная, в течение 2 месяцев продолжала составлять акты о прогулах. Уволить сотрудника без объяснительной она не могла: «А вдруг он в больнице и при смерти?» К тому же по закону работодатель также не может уволить без вести пропавшего. Каково же было ее удивление, когда, случайно зайдя в компанию через дорогу, она увидела там своего сотрудника. Правда, как выяснилось, там он тоже работал всего пару дней: за 2 месяца успел сменить с десяток компаний.

Такая ситуация, описанная на форуме «Кадровик-инфо», может показаться анекдотической. Однако такие случаи повсеместно есть и в Воронеже. Недавно к нам обратился клиент сайта hh.ru (согласен рассказать о своем опыте на условиях анонимности), в компанию которого еще с июня не могут набрать менеджеров по продажам. Соискатели на собеседовании демонстрируют заинтересованность, уверяют, что условия труда устраивают. Но директор уже не обольщается: в среду договариваются о начале работы в понедельник, но в понедельник — ни слуху ни духу. Другая часть менеджеров выходит на работу, проходит недельное обучение, успешно сдает тест и… В первый рабочий день их след простыл.

Полет ненормальный

Таких сотрудников, часто меняющих место работы, принято называть летунами. Но сегодня срок «полетов» стал все больше сокращаться. Мне рассказывали случай, когда девушка уволилась через 25 минут после начала своей карьеры на новом месте! Ей пришла рассылка по чату, в которой содержался новый регламент работы в определенных ситуациях.

Коллега 1: А у нас вчера девушка устроилась на работу и уволилась через 25 минут.

Коллега 2: Чего так?

Коллега 1: Она получила рассылку по отделу: «Штамп «Выпуск разрешен» и ЛНП будет проставляться на ТТН, а не на ДУ, как раньше. Один экземпляр остается в таможне, второй уходит на ПКТ. Встала и сказала: «Да ну, х...я какая-то...»

Больше о ней в этой компании не слышали. Это уже новое явление — однодневки. И оно подтверждается двумя источниками.

Подтверждение 1. Опыт работодателей

В «Уютерре» подтверждают, что часто к ним приходят соискатели с ложным впечатлением, что вокруг рабочих мест хоть отбавляй. Соискатель считает, что трудоустроиться на выгодных условиях очень легко. Но это впечатление обманчиво. Соцпакет и приемлемые условия труда предлагают отнюдь не все работодатели.

— Но с первого взгляда оценить такие преимущества сложно, — комментируют менеджеры по персоналу «Уютерры». — Соискатель за день не успевает увидеть отличий, ему кажется, что объем работы огромен. Между тем у нас чем больше человек работает, тем больше получает. Но результат же будет заметен только в конце месяца. Соискатель же не желает ждать. День, два, три… И «спасибо, до свиданья».

Подтверждение 2. Статистика рынка труда

Еще в 2011 году HeadHunter проводил исследование: порядка 8% сотрудников сразу же задумывались об увольнении, как только устраивались на новое место. Еще 16% начинали об этом размышлять всего через несколько недель. То есть каждый четвертый работник был готов распрощаться с компанией с легким сердцем! При этом более 70% уволившихся ни разу не сожалели о быстром уходе.

Более поздних исследований на эту тему мы пока не проводили, но могу предположить, что таких «думающих» сегодня на порядок больше...

Составить досье

В этом тексте мы не будем анализировать ситуацию, когда работодатель сам виноват в скоротечном увольнении сотрудника. Такое было всегда. Но явление однодневок активно стало развиваться именно сейчас. Значит, дело не в нерадивых работодателях. Мы рассмотрим явление, когда очередное место работы для сотрудника словно транзитная станция или музей для зеваки, не знающего цены искусству. Сотрудник приходит, разглядывает все происходящее, словно сторонний наблюдатель. И, зевая, спокойно выходит, не думая, что чувствует в эту минуту художник, создававший свое произведение.

Начнем с портрета однодневки. Потенциального однодневку нужно знать в лицо.

Срок карьеры на большинстве мест работы: 1-2 дня, изредка около недели. Это трудно «вскрыть» сразу, если только наудачу найти предыдущие места работы соискателя и связаться с его бывшими работодателями.

  • Пол: как женщины, так и мужчины.
  • Возраст: могут быть любого возраста, но чаще это молодые сотрудники — до 25-30 лет.
  • Квалификация: как правило, линейные сотрудники, не претендующие на топовые позиции.
  • Особые приметы: нет. В этом и заключается подвох. Однодневку очень трудно отличить от ответственного, надежного сотрудника. На собеседовании они заглядывают вам в глаза и заявляют, что готовы на все, чтобы только работать в вашей компании. Более того, что они мечтали работать именно в вашей компании. Если вы посмотрите их трудовую книжку, то счастье для вас, если вы обнаружите там смену места работы 2-3 раза в год и заподозрите что-то неладное. Часто же и с трудовой все будет в норме: однодневки могут просто не каждый раз делать в ней запись.

В поисках смысла

Почему однодневки меняют места работы как перчатки?

Причина первая. Соискатели диктуют условия на кадровом рынке. Всего несколько лет назад работодатель считал, что соискатель должен еще и доплатить ему за то, что его приняли на работу. Сегодня же за каждого сотрудника приходится бороться. Именно соискатель занял на рынке роль покупателя. Переворачивается ситуация с богатырем у камня на перекрестке: направо пойдешь — возьмут на работу, налево — возьмут, прямо — возьмут, да еще и на твоих условиях! Сходишь на оба собеседования — оба прошел. Мы недавно искали офис-менеджера. 3 девушки успешно прошли собеседование, и мы взяли 2 недели на раздумье. Через 2 недели уже все 3 работали в других компаниях! Еще недавно такую ситуацию было трудно представить.

Причина вторая. Недостаток компетенций у сотрудников. Проблема некоторых молодых «специалистов» (именно так, в кавычках): амбиции есть, базы знаний нет.

— Выпускники считают, что должны получать очень много денег просто за то, что они пришли, — пишет в проекте портала De Facto «Колонка руководителя» управляющий воронежским филиалом ВТБ24 Дмитрий Чебряков. — Я смотрю на выпускников, которые хотят устроиться в банк, и вижу, что им не хватает прикладных знаний, которые можно применить в работе.

Я уверена, что девушка, уволившаяся через 25 минут, не обладала достаточными знаниями, чтобы понять, о чем говорилось в регламенте работ. Но не каждый же осмелится сказать: «Извините, лопух: не понимаю». Многим кажется, что легче просто встать и уйти.

Причина третья. Целеполагание соискателей расходится с реалиями бизнеса. Пришел, поводил носом — типичное не то, пойду в другое место. В другом месте то же самое. Может, проблема не в местах? А в том, что соискатель не знает, чего он хочет и зачем вообще работает? Эта причина свойственна либо молодым людям, недавним выходцам из вуза, либо тем, кто меняет профессию в зрелом возрасте. Каждый, наверно, в своей юности слышал типичное брюзжание старушек на лавочках, чего молодежь пошла такая, чего сама не знает, чего хочет. Увы, ситуация на кадровом рынке показывает, что сегодня это не старческий пессимизм.

Так, Наталья Ковалева из «Вымпелкома» считает, что виной сложившейся ситуации психологические особенности поколения Y1:

— Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от самостоятельности, поэтому поколение получилось инфантильным, но вместе с тем уверенным в своей ценности. И если место работы, условия труда не оправдали надежд, то молодой человек Y может с легкостью расстаться с работодателем, будучи уверенным в том, что он обязательно найдет компанию, должность, достойные его личности.

Такие сотрудники верят, что, подобно Стиву Джобсу, смогут изменить мир. Только задатков Джобса у них нет. Их ожидания от работы можно выразить словами: «Я бы мог стать президентом. Но будет ли политика мне по душе? Нет, это не то, чем я хотел бы заняться…» А чем бы они хотели заняться, люди поколения Y сами не знают. Иными словами, они живут как в анекдоте. Новый сотрудник обращается к коллеге: «Я здесь еще никого не знаю... Не подскажете ли мне, к кому следует обратиться, чтобы мне повысили зарплату?»

Наполовину пуст или наполовину полон?

Да, эмоции руководителя и кадровика можно представить. Вспомним хотя бы пример с форума, приведенный в начале текста. И ваше желание метать громы и молнии вполне понятно и уместно. Мы не будем подробно описывать, какие потери несет компания — как материальные, так и имиджевые: они лежат на поверхности. Но даже у самой заржавевшей медали есть обратная сторона. Если от вас ушел сотрудник-однодневка, то, может, вы же в выигрыше?

В компании «Уютерра» считают, что если сотрудник ушел в первый же день не по вине работодателя, то «туда ему и дорога»: если человек не хочет работать, пусть лучше сразу уйдет. Я согласна с этим утверждением. Сотрудники-однодневки менее опасны, чем летуны. Возьмем те же временные затраты. Считается, что менеджер по продажам начинает приносить деньги через 2 месяца. Летун к этому времени уже покинет компанию. При этом будут потрачены время на его обучение и деньги (не только оклад, но и затраты на тренинги). Не говоря уже о риске утечки информации: за день он минимален, за месяц же сотрудник узнает достаточно информации, чтобы передать ее конкурентам. Поэтому в конечном итоге однодневки требуют меньших финансовых и временных затрат, чем летуны.

Заглядывая вдаль

Пока каждая компания борется с однодневками своими способами. В «Уютерре» практикуют наставничество и корпоративные конкурсы, «Вымпелком» развивает игровое обучение специально для поколения Y. Но факт остается: однодневок не становится меньше. И видимо, работодателям придется собрать свою волю в кулак и спокойно кивать: «Следующий!», когда очередной однодневка закроет дверь его компании с обратной стороны, даже если на этой самой двери установлены элитные дверные ручки. А добросовестным коллегам нужно будет научиться не привыкать к новичкам, представить, что они работают на конвейере, постоянном потоке однодневок. Потому что этот поток будет только увеличиваться: как показало наше исследование, в 2014 году каждая вторая воронежская компания планирует увеличить штат и зарплату своим сотрудникам2. При этом 8% компаний, декларирующих повышение численности персонала, вырастут на 30%. Чем не повод для однодневок продолжить свое шествие по работодателям?

Пока, увы, HR-директорам остается надеяться на свой опыт и интуицию, чтобы не нанять «одноразового» сотрудника.

 

Справка

«Однодневки тоже плачут»

16% россиян ностальгируют по тому месту работу, где они проработали меньше года.

Справка

  • 47% воронежских компаний увеличат штат в 2014 году.
  • 56% воронежских компаний повысят зарплаты своим сотрудникам в 2014 году.

Источник: HeadHunter-Воронеж.

Автор: директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова


Комментарии